Наша газета уже сообщала, что в течение двух дней на базе Агинской средней общеобразовательной школы № 1 проходил краевой семинар молодых педагогов “Пространство молодых: обретение гражданской позиции”. Семинар состоялся под патронатом министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, его отдела на территории Агинского Бурятского округа и Агинского окружного института повышения квалификации работников социальной сферы. Организаторы постарались составить программу мероприятий так, чтобы участники семинара смогли не только обменяться опытом, обсудить актуальные проблемы, но и просто подружиться.
По пути омоложения
Формат, выбранный для проведения семинара, как нельзя лучше подходил для собравшейся аудитории — молодых, креативных, по-хорошему дерзких, еще не обремененных грузом различных званий молодых педагогов.
— В условиях новой школы мы должны воспитывать нового ученика, а нового ученика может воспитать только новый учитель, — отметила в своем приветственном слове начальник отдела социального развития администрации Агинского Бурятского округа Баирма Тарбаева. — Эта миссия возложена на вас, молодые учителя. Мы возлагаем большие надежды на этот семинар, на вашу активность, ведь в основу итогов семинара лягут ваши решения, рекомендации и предложения, которые вам претворять в жизнь.
В семинаре приняли участие более 70 молодых педагогов из муниципальных районов Забайкальского края. В числе почетных гостей и экспертов присутствовали заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Бальжит Дамбаева, доктор педагогических наук, профессор ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского Татьяна Клименко, заместитель главы администрации городского округа “Поселок Агинское” Виктор Ячменев, начальник отдела молодежной политики министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Дмитрий Голубев и другие.
Говоря о важной роли развития кадрового потенциала системы образования края, Бальжит Дамбаева заострила внимание аудитории на проблемах поддержки молодого учителя и повышения его социального статуса, в том числе на вопросах обеспечения молодых педагогов жильем, достойной заработной платой и ряда других проблем. “Мы это прекрасно понимаем и делаем все от нас зависящее для решения данных вопросов, поскольку без решения этих проблем сложно двигаться вперед, — сказала Бальжит Балдандоржиевна. — На сегодняшний день 17 процентов от общего числа педагогических кадров составляют молодые учителя со стажем до пяти лет. Ежегодно в школы края прибывают до 150 молодых преподавателей. Казалось бы, это очень серьезное вливание, но на 13 тысяч учителей в крае этого темпа омоложения еще недостаточно”.
Какой он, учитель 21-го века?
Напутствия и пожелания почетных гостей и экспертов участникам молодежного форума плавно переросли в работу интерактивной площадки “Пространство молодых: обретение гражданской позиции”. Несмотря на замысловатость формулировки, главный вопрос, на который предстояло ответить участникам обсуждения, оказался довольно простым и понятным: каким должен быть современный учитель?
— Учитель должен быть артистом! — высказал свое мнение один из молодых педагогов. — Всякий раз, входя в кабинет, учитель должен представлять, что он выходит на сцену. Испытывать волнение.
— Учитель должен любить свою профессию, быть компетентным в своем предмете и постоянно самосовершенствоваться, — поддержал диалог другой участник семинара.
Вопрос оказался настолько близок каждому из выступающих, что микрофон стал переходить из рук в руки с завидной регулярностью. Постепенно к разговору на эту тему подключились и эксперты.
— Надо относиться к ребенку, как к ровеснику, и по мере работы находить к каждому свой подход. Это приходит к учителю с опытом работы в школе, — высказал свою точку зрения заместитель главы администрации городского округа “Поселок Агинское” Виктор Ячменев, много лет до этого проработавший в школе.
Подытоживая все выступления, можно сделать обобщенный портрет современного учителя: он должен быть психологом, артистом, другом и наставником, успешным, самообразованным, интересным и в меру строгим.
Здесь же ведущие ток-шоу представили интересные результаты анкетирования, в котором приняли участие 339 учащихся и 225 родителей. При этом на тот же вопрос, который был адресован самим учителям, в большинстве случаев ученики ответили — добрым. На втором месте по числу предпочтений стоит ответ — хорошо знающим свой предмет, профессионалом. И далее — по убывающей: умным, общительным, справедливым, требовательным. На вопрос: какие они, педагоги нового времени, ответы родителей по убывающей расположились следующим образом: владеющие информационными технологиями, имеющие второе высшее образование, спокойные, мягкие, хорошо одетые, творческие. В то же время несколько респондентов ответили: самоуверенные, безынициативные, не интересующиеся делами ребенка, равнодушные. В любом случае на первом месте у родителей — компетентность и профессионализм учителя, в то время как ребенку импонирует доброта.
Слагаемые комфорта
Еще одна интересная тема, которую обсуждали на интерактивной площадке, касалась того, насколько комфортно молодому учителю работается в школе и из чего слагается комфорт. Одни выступающие говорили о том, что им комфортно в школе, потому что попали в коллектив единомышленников, другие ставили на первый план собственный профессионализм. Третьи — желание работать в школе. И все же, в конце концов, все присутствующие сошлись во мнении, что изначально для молодого учителя должны быть созданы жилищно-бытовые условия, достойная заработная плата, и тогда появится желание, профессионализм и коллектив единомышленников.
Во второй половине дня состоялись мастер-классы молодых педагогов и опытных учителей. Каждый из них при подготовке к уроку проявил незаурядную изобретательность. На одном из таких уроков, проводимых молодым педагогом дополнительного образования, заместителем директора по воспитательной работе средней школы села Большая Тура Карымского района Екатериной Зверьковой, довелось побывать и автору этих строк. Суть урока “Практико ориентированный подход в обучении” заключается в воспитании в детях чувства доброты, коллективизма, что актуально в современном обществе. Речь на уроке шла о талисманах, которыми люди пользовались с древних времен. Судя по тому, как взрослые с удовольствием своими руками собирали “мешочек счастья”, куда складывали различные предметы, урок удался.
— Занятие было направлено на детей, но адаптировано под педагогов, — пояснила Екатерина Николаевна.
— Что лично для Вас заложено в понятие “учитель"?
— Поначалу, честно говоря, я не ожидала, что останусь в школе надолго. Но сейчас я поняла, что учителями все-таки рождаются. Это наша миссия, которую мы несем по жизни.
— Чем обусловлено комфортное пребывание учителя в школе?
— Один из главных критериев комфортного пребывания учителя в школе, считаю, заключается в том, что педагог действительно попал туда, куда хотел. В то же время материальная сторона стоит не на последнем месте, поскольку нам нужно на что-то жить. Если мы не будем получать достойную зарплату в школе, нам придется искать более оплачиваемую работу. Когда весь спектр необходимых для нормальной работы учителя условий сойдется в одном месте, тогда можно будет говорить о комфортном пребывании учителя в школе.
Движения набирают обороты
Одним из ключевых мероприятий прошедшего семинара можно было считать видеоконференцию с молодыми педагогами и специалистами из Москвы. К сожалению, из-за плохой связи полноценно пообщаться со столичными коллегами не удалось. В редких “окнах” связи, когда сигналу удавалось достичь расположенных на разных концах страны аудиторий, москвичи рассказали о четкой системе взаимодействия общественных педагогических объединений. В каждом из десяти округов столицы существует свой совет молодых педагогов, которые, в свою очередь, объединяются в городской совет. Советы работают по различным направлениям, в том числе по видам деятельности: методическая, организационно-педагогическая, информационно-аналитическая, добровольческая, досуговая и другие. Забайкальцы, в свою очередь, рассказали о своем опыте работы в этом направлении.
— Одна из главных целей, которые ставились в рамках проведения данного семинара — активизация движения молодых педагогов, — высказал свое мнение о работе семинара начальник отдела молодежной политики министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Дмитрий Голубев. — На дискуссионных площадках как раз делились опытом активисты молодежного движения тех районов, где оно активно развивалось. Мы видим, что глаза горят. Ребята готовы работать. Однозначно, что после таких неформальных мероприятий работа в этом направлении получит развитие. На данный момент такие советы есть в 15 районах края, и все они работают. Главная проблема в организации советов молодых педагогов — непонимание руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием в необходимости развития данного движения. Мы стараемся ломать устоявшиеся стереотипы. Неоценимую пользу в этом оказывают летние школы молодых педагогов. Мы планируем придать этому мероприятию межрегиональный статус. Пригласить коллег из Москвы, Республики Бурятия и Иркутской области. Если все удачно сложится, то проходить оно будет на озере Байкал. Если в этом году мы выделяли всего два направления: молодые учителя и молодые ученые, то со следующего года это будут молодые педагоги дополнительного образования, вечернего и средне-профессионального образования и молодые лидеры образования, то есть молодые директора и их заместители.
Семинар завершился. По экрану пробежали слайды, напоминающие о ярких моментах двухдневной встречи молодых учителей. Большинство из них разъезжались по домам с твердой уверенностью в том, что они вскоре вновь соберутся на берегах славного озера Байкал, где состоится очередная летняя школа молодых педагогов.
Евгений Колотовкин