Мэр Лужков в Чаре

Что и как делал Юрий Лужков на земле каларской?

Наверняка через определенное время, как у нас и водится, мы узнаем истинные причины отставки мэра Москвы. Пока же невнятные разъяснения лишь подталкивают к новым и новым размышлениям. Речь ведь не об Иване или Петре.

Речь об особе далеко не ординарной, но очень показательной.

Ситуация была бы более-менее понятной, если бы из Москвы народ — и российский, и зарубежный — разбегался. Но, Москва, наоборот, все заметнее притягивает к себе.

Ситуация была бы более-менее понятной, окажись в Москве самые низкие заработки или социальные выплаты. Нет же, как раз наоборот. Столице в этом плане завидует вся Россия.

Ситуация была бы более-менее понятной, прекрати Москва всякое-разное строительство. Она же меняется на глазах и уже испытывает перебор в жилищных квадратах.

Ее упрекают в том, что сосредоточила восемьдесят процентов российских финансов. Ну и что? Давайте согласимся, что мы не можем хозяйствовать, мы не знаем, как умно распорядиться растущим бюджетом, не говоря уж о бюджете дефицитном… И поучиться бы у столицы, что и должно быть, коль она столица...

Так за что и почему? Я пока этого не знаю. Но не забуду того, что и как делал опальный ныне Лужков на моей земле каларской. Мое служебное положение позволило побывать рядом с ним, даже снять большой видеофильм крупным планом. Листаю свои журналистские блокноты…

1 ноября 1999 года. ЧТО ИЩЕТ ОН В КРАЮ ДАЛЕКОМ? Визит Ю.М. Лужкова в Забайкалье и на Читинское Прибамье подтвердил участие Москвы в Удоканском проекте.

Уже не надо доказывать, что земля каларская не обижена в смысле визитов высоких гостей, солидный список которых открыл еще в середине 60-х годов министр Средмаша Евгений Славский при подготовке ядерного взрыва на Удокане. Были на этой земле и другие министры, и секретари ЦК КПСС, и даже члены Политбюро. И вот Юрий Лужков.

Предыстория визита такова. Год назад началась серия московских и читинских переговоров, в которых наш губернатор Равиль Гениатулин неизменно выступал за совместное освоение Удоканского и Чинейского месторождений. Поэтому не Лужков привез в Чару такую идею. Однако она московскому мэру была по душе:

— Я, как вы понимаете, готовился к этой поездке… Я знаю, что всем управляет экономика. Если мы будем осваивать Удокан и Чину вместе, мы получим корабль многоотсечный и непотопляемый. Если все разделим по кускам, в организационной работе получим столько стыков и противоречий, столько потребностей согласовывать и то, и другое...Я после того, как со всем этим ознакомился и изучил, пришел к выводу: эту задачу нам надо решать в режиме одного проекта, в режиме одной организации, единых затрат...

Так говорил Юрий Михайлович на производственном совещании на станции Чара после выезда на трассу строящейся железной дороги к Чине. Но и здесь он не был первым. В самом начале совещания Равиль Гениатулин высказался так: “Моя точка зрения — надо рассматривать все в комплексе. И Удокан, и Чина — единое целое, разрывать одно от другого — это себе дороже…”

Но вернемся к выступлению Юрия Лужкова:

— Я смотрю на уже проделанную работу и вижу, что она сама зовет — объедините эти два направления в одно. И в плане организационном, и в плане управления, и в плане строительства дорог и ответвлений. Вы как к этому относитесь?

Этот вопрос был обращен к генеральному директору Забайкальской горной компании Николаю Мерзликину, хозяину удоканской лицензии тех дней.

— К тому, что вы уже сказали, мне добавить нечего. Вы уже ответили на этот вопрос, — сказал Николай Владимирович.

Но вернемся к позиции главы правительства Москвы. Он, кстати, не был многословен. И не думаю, что причина тому — сжатый график поездки. Но тому, как быстро Юрий Михайлович сориентировался в деле, удивились все.

— Я опускаю вопросы, что должны пройти через Госдуму, другие инстанции. Я говорю о налогах в период строительства и, как минимум, первых трех лет эксплуатации. Работа эта серьезная, не на один день. Если мы не освободимся от налогов на период, пока ребенок не возмужает и начнет жить самостоятельно, мы ничего не сделаем. Если оставить все налоги, то для возврата капитала нужно от двенадцати до шестнадцати лет, что абсолютно невыгодное дело. Мы снимаем налоги, возврат капитала будет около семи лет. Это тоже невыгодное дело, но это предельно терпимо по временному интервалу. Если снять налоги и проблему Чины-Удокана решать комплексно, то для возврата инвестиций понадобится лишь четыре года.

В чарской поездке и на этом совещании рядом с Лужковым было солидное представительство, которое, смею утверждать, удокано-чинейскую ситуацию знает лучше всех в России. Все желающие что-то сказать по теме такую возможность имели. Но прозвучали только голоса за единый проект, ни одного голоса против. А Юрий Михайлович завершил:

— Для меня принципиальным является вопрос — будет ли это единая компания или будут две-три, которые работают независимо. Я убежден, что эти две-три компании будут дублировать друг друга и увязать в противоречиях. Хорошей работы не получится. Если мы хотим иметь результат, а Москва готова участвовать, то должна быть создана единая компания. С одним управлением, с одним капиталом, с одними энергетическими источниками, с одним маркетингом. Тогда дело пойдет, я в это верю.

А уже при закрытии совещания добавил:

— Мы договорились? Договорились! Москва в этом будет участвовать. А если начнем тянуть одеяло на себя, то утонем в организационных вопросах и снова отложим освоение Удокана на неопределенный срок.

Очень даже дальновидным оказался в той поездке мэр Москвы. Уместно добавить, что в те дни было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве нашей области и столицы.

12 сентября 2002 года. ЮРИЙ ЛУЖКОВ ВСПОМНИЛ О ЧАРЕ.

Три года назад с кратким визитом в Чару и на трассу Чара-Чина приезжал мэр Москвы Юрий Лужков. Интересовали его БАМ и Удоканский проект. На рабочем совещании в конце визита мэр столицы России заявил, что Москва будет участвовать в этом проекте при следующих условиях: если он будет единым с Чинейским проектом, если будут понижены налоговые ставки на период строительства ГОКа и время его освоения, будут оформлены необходимые для этого документы. Как известно, ни одно из этих условий не выполнено. Правительство Москвы, временно отступив от удоканско-чинейского варианта, готово на правах одного из акционеров Забайкальской горной компании участвовать в проектировании и строительстве Удоканской опытно-промышленной установки (фабрики) мощностью до 10 тысяч тонн перерабатываемой руды в год, с выпуском концентрата и катодной меди. На это Москвой выделено 100 миллионов рублей. Ожидается, что в ближайшее время начнется поставка оборудования, а в будущем году и строительство.

29 июня 2004 года, Александр Баринов, “Забайкальский рабочий":

В прошедшую субботу в Читинском аэропорту приземлился самолет, на борту которого находилась весьма представительная делегация города Москвы во главе с мэром столицы Юрием Лужковым…

После церемонии приветствия тут же у трапа самолета Юрий Михайлович ответил на несколько вопросов журналистов. Одним из главных был вопрос об Удокане, точнее, о перспективах развития этого богатейшего месторождения меди, уникального, наверное, и своей историей так и не начинающегося освоения. Как известно, правительство Москвы принимает участие в реализации этого проекта и уже профинансировало строительство опытной фабрики в Каларском районе.

По словам Юрия Лужкова, москвичами — участниками проекта — проведена большая подготовительная работа. Сдан в соответствующие инстанции проект, подготовлено технико-экономическое обоснование (ТЭО), проведен ряд исследований. Юрий Михайлович подчеркнул, что с Удоканом связано будущее развития не только Читинской области, но и всей России. “Все это очень серьезно!”, — убежден мэр столицы.

16 июля 2004 года.

РАБОТУ ПРИВЕЗ ЛУЖКОВ.

После трехмесячного перерыва возобновлены строительно-монтажные работы на площадке Удоканской опытно-промышленной фабрики.

— Слишком впечатляющим было то начало, чтобы нам не насторожиться, — слышу я от ребят механизированного комплекса “БАМ”. — В сегодняшней России еще хватает и “сучков”, и “задоринок”. Нам и сейчас неясно, почему нужно было останавливать так хорошо организованную работу. Единственное, что вселяло надежду — это участие в проекте правительства Москвы и самого Юрия Лужкова. В него мы верили, не отступаемся от этой веры и сегодня. Это ведь он еще в 1999 году, будучи в Чаре, показал свое отношение к Удокану. Та его деловитость нас очень обрадовала.

Эти ребята с азартом говорили о том, что для строительства и эксплуатации опытной фабрики хватит и возможностей одного московского правительства, что отношение столицы к российскому медному Удокану должно бы стать примером для Правительства РФ, которому не завтра, так послезавтра придется заниматься этим объектом. А пока… Областные средства массовой информации сообщили о подписанном Равилем Гениатулиным и Юрием Лужковым Соглашении “О дальнейших совместных шагах по вопросам освоения Удокана”. На данной стройплощадке нет этого документа и вряд ли он появится. Этим механизаторам и не нужна такая “бумага”, им нужна оплачиваемая работа. И она есть, она без всяких оговорок увязывается именно с приездом Юрия Лужкова в Читу.

С его же именем связано и строительство в Новой Чаре трех 20-квартирных домов, которое помогло бы решить все жилищные проблемы первого удоканского предприятия. Но стройка до сих пор, до осени 2010 года, не завершена, хотя все сметные средства на объект были выданы. И не вина Лужкова, что мы не сумели ими распорядиться грамотно, по назначению.

Земля каларская не обижена количеством высоких визитов. Но наибольшую отдачу она получила от встреч с министром путей сообщения Николаем Аксененко и мэром Москвы Юрием Лужковым. И тот, и другой попали в опалу Кремля. Нет, не случайность это. Наша практика убеждает, что инициативы, как часто и авторы их, наказуемы: “Не высовывайтесь! Не вставайте на пути! Не делайте больше нашего!”.

Анатолий СНЕГУР, соб. корр.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ