Контрольно-счетная палата Иркутской области провела проверку в региональном министерстве экономического развития, труда, науки и высшей школы.
Как сообщила председатель КСП области Ирина Морохоева, орган государственной власти в области экономического развития в последние годы неоднократно реорганизован. Вместе с тем, в данный момент структура министерства далека от оптимальной и при штатной численности в 119 единиц включает в себя девять управлений, которые, в основном, созданы на базе двух отделов. При этом до 43% госслужащих занимают должности начальников и их заместителей.
Анализ расходов министерства показала, что в 2011 году они составили 87 193,6 тыс. рублей, или 98,5% от плана, при этом расходы на оплату труда и начисления на нее превысили 82 942,7 тыс. рублей или 95,1 % от общей суммы расходов. В проверяемом периоде в штатное расписание не вносились необходимые изменения, связанные с рядом организационно-штатных мероприятий, индексацией заработной платы и т.д.
При проверке начисления и выплаты заработной платы установлен ряд нарушений федерального и областного законодательства, которые, в том числе, привели к образованию экономии фонда оплаты труда путем занижения объема надбавок и доплат, при этом освободившиеся средства направлялись, в основном, на выплату премий.
В 2011 году на выплату премий за выполнение особо важных и сложных заданий изначально планировалось 1 444,6 тыс. рублей, а начислено 10 620,8 тыс. рублей, или в 7,3 раза больше. Разовые премии устанавливались в зависимости от месячного денежного содержания в конкретном размере, либо в твердой денежной сумме. При этом ограничений по регулированию размера премий в пределах фонда оплаты труда нет, но в соответствии с законом Иркутской области премия относится к дополнительным выплатам и формируется в размере двух окладов денежного содержания. Следует отметить, что премия в размере оклада денежного содержания составляет, в среднем, 15% от месячного денежного содержания, а премия в размере 100% от месячного денежного содержания совпадает с самим месячным денежным содержанием и фигурирует более чем в половине всех решений по премированию. В целом проверка показала, что выплаты разовых премий регулировались от 10 % до 200 % от месячного денежного содержания, при этом отмечены выплаты некоторым работникам разовых премий в течение одного месяца в еще более высоком размере (от 300% до 600%).
По мнению КСП области, это влечет за собой повышенные обязательства областного бюджета, особенно в отношении лиц, замещающих должности высшей и главной групп государственной гражданской службы. Кроме того, Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, утвержденный приказом Министерства от 02.10.2008 № 9-мпр, подлежит антикоррупционной экспертизе, осуществляемой уполномоченными органами, на предмет выявления и последующего устранения коррупционных факторов. Сейчас в нормативном правовом акте не предусмотрены критерии оценки, перечень особо важных и сложных заданий, конкретные основания для премирования государственных гражданских служащих, также нет закрытого перечня случаев предоставления материальной помощи, что может дать руководителю Министерства чрезмерную свободу выбора и необоснованно широкие пределы усмотрения.
Оценивая расходы, связанные с организационно-штатными мероприятиями после создания министерства информационных технологий, инновационного развития и связи области, руководитель проверки отметила, что наличие в уточненной структуре трех должностей заместителя министра ставит под сомнение реальное сокращение одной из указанных должностей и может указывать на персональное сокращение. Кроме того, после сокращения советников и ведущих советников министерства их штатная численность увеличилась. В целом, по мнению КСП, организационно-штатные мероприятия, на которые было потрачено 5 162,6 тыс. рублей, подлежат дополнительной оценке уполномоченного органа.
Практически все категории должностей Министерства, за исключением должности помощника министра и консультанта по мобподготовке, внесены в перечень должностей, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Конкурс при назначении на данные должности может не проводиться. Это не соответствует положению о Министерстве, положениям Закона Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральному закону «О государственной гражданской службе», а также влечет за собой дополнительные расходы областного бюджета.
Проверка показала, что произведена оплата страховых взносов на 58,9 тыс. рублей сверх сумм, предусмотренных государственными контрактами (99,0 и 99,9 тыс. рублей), не учтенных в бюджетных сметах Министерства 2011 и 2012 годов, что в соответствии со статьями 38, 221, 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств;
Также установлены случаи недостоверности сведений в бюджетном учете за 2011 год, нарушения принципа эффективности и результативности использования бюджетных средств (дебиторская задолженность за услуги связи в размере 17,1 тыс. рублей). Кроме того, при проверке расходования средств на транспортные услуги установлено, что бюджетные обязательства приняты без наличия необходимых лимитов на сумму 466,5 тыс. рублей. Фактическая оплата контрактов и счетов произведена в пределах доведенных позднее лимитов бюджетных обязательств. Государственные контракты на предоставление транспортных услуг заключались с нарушением Федерального закона № 94-ФЗ, в сумме нарушение составило 1 170,0 тыс. рублей, отмечены и другие нарушения.
В нарушение постановления пубернатора области «О порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Иркутской области», сотрудникам министерства не выдавался аванс по найму жилого помещения и суточные. Наем жилого помещения возмещался по затратам более стоимости однокомнатного (одноместного) номера, всего на сумму 82,3 тыс. рублей. Разрешения представителя нанимателя по возмещению затрат в повышенном размере к проверке не представлены, дополнительные средства в бюджетной смете не предусмотрены, экономия средств по указанным расходам отсутствовала.
В целом, как сообщила Ирина Морохоева, выявлено нарушений законодательства на 27 558,2 тыс. рублей, в том числе использовано не по целевому назначению – 58,9 тыс. рублей, неэффективно – 358,3 тыс. рублей. Рекомендовано к взысканию или возврату – 108,9 тыс. рублей.
"Байкал24"