Вступившие в силу 25 июля этого года новые Правила перевозки грузов призваны навести порядок в сложных взаимоотношениях транспортных, экспедиторских компаний, заказчиков транспортных услуг, но в то же время вызывают много вопросов у тех, кто работает в этой сфере, - более десяти тысяч перевозчиков в целом по стране. Для того, чтобы разъяснить все детали, «Компания СибАвтоГруз» при поддержке профессионального союза «Дальнобойщик» провела в Иркутске семинар «Автоперевозки и Транспортная экспедиция. Как работать по новым правилам».
Кратко суть новых правил можно представить так. В них однозначно (исключая двоякое толкование, которое имелось до сих пор) упорядочены и законодательно прописаны права и обязанности каждого участника процесса (грузоотправителя, экспедитора, перевозчика), порядок их взаимоотношения. Утверждены формы документов и порядок их заполнения, оформления и движения. Юридически закреплена материальная ответственность каждого участника автогрузоперевозки за свою часть процесса.
- Новшества призваны защитить права сторон автогрузоперевозок, и только тот, кто сможет воспользоваться этой возможность, останется на рынке, - комментирует Екатерина Косенко, директор компании СибАвтоГруз».
Порядок взаимодействия между участниками процесса теперь имеет несколько принципиальных нюансов. Так, экспедитор может быть только один и обязан заключить договор перевозки с непосредственным перевозчиком; он вправе осуществить перевозку собственным транспортом, то есть звено «перевозчик» в цепочке будет отсутствовать, а его функции включены в «экспедитора». Или, наоборот, экспедитора может не быть, остаются только заказчик и перевозчик (в этом случае договор перевозки должен подтверждаться новой формой транспортной накладной). Также новый порядок подразумевает возможность агентирования и представления стороны перевозки по доверенности (от имени и по поручению). Сложность применения этого порядка в том, что все документы, сопровождающие процесс, должны подтверждать реальность договора и оформляться в оригинале строго в установленные моменты».
Новые правила особо защищают права перевозчиков: при грамотном их использовании они имеют возможность реально восстановить свой статус в процессе автогрузоперевозок и получать реальную оплату за свои услуги. Но ключевое слово тут "при грамотном": новый порядок обязывает иметь полный пакет документов, которые должны быть у водителя для того, чтобы он имел право перевозить груз на определенной машине.
Сейчас же, по словам Екатерины Косенко, повсеместно другая картина: «Машина принадлежит Иванову по ПТС, водитель Сидоров, в транспортной накладной в перевозчики записана какая-нибудь ТЭК и договора аренды между ТЭК и Ивановым водитель не имеет. Путевой лист либо отсутствует либо выписан от Иванова, а водитель считает, что если у него есть доверенность от Иванова на право управления автомашиной, то у него вдруг появилось право перевозить на этой машине груз. И получается бардак: кто есть кто? Кто несет ответственность за груз».
- Основной плюс новых правил в том, что они систематизировали и подробно прописали все этапы взаимоотношений тех, кто занимается логистикой, чего мы ждали три года – с момента, когда утратил силу прежний документ, - комментирует Юлия Михалева, директор компании "Прогрессивные транспортные системы". – Ведь как было раньше? В Иркутске транспорт в 98% наемный, собственников очень мало, и как правило, их машины перевозят одну-две клиентских компании. Ни для кого не новость, водитель мог быть найден через третьего диспетчера. И схема расчета с водителем выглядела так: клиент – экспедитор – «диспетчер» - «диспетчер» - «диспетчер» - водитель. Клиенту по большей части было все равно, кто и как везет его груз и как организована перевозка. Проблемы начинались у экспедитора, когда до водителя не доходили деньги, и машина с грузом вставала на полпути, либо когда происходила поломка транспортного средства и не понятно было, кто должен был произвести его замену. С принятием новых правил из цепочки убирается звено «диспетчеры». Экспедитор должен сам заключить договор с перевозчиком. Это удобно государству, особенно с точки зрения уплаты НДС и НДФЛ, потому что схема становится прозрачной.
Анализируя, как новые правила отразятся на участниках процесса, эксперты сходятся во мнении, что очень много экспедиторов не смогут продолжать существовать в нынешних условиях, так как изначально были нацелены на пользование существующих дыр в законодательстве не собирались брать на себя ответственность за груз и оплату услуг перевозчика. Вероятно, произойдет рост тарифов перевозчиков, это может проявиться как в реальном росте затрат для грузоотправителя, так и в перераспределении существующих на сегодня от "вылетевших" из цепочки псевдоэкспедиторов к перевозчикам.
Стоит заметить, что приведение к нормальному порядку взаимоотношений в автогрузоперевозках зависит от вклада каждого участника. Один сам по себе экспедитор не сможет повлиять полностью на процесс, если не будет иметь поддержки своего партнера - грузоотправителя. Также, если перевозчики будут нарушать правила, цепочка взаимоотношений также не будет цельной и защищенной законом. Один сам по себе грузоотправитель не обеспечит себе гарантий от потерь, если недобросовестный экспедитор будет нарушать установленный порядок.
Анна Важенина
"Иркутский бизнес-журнал"