В ожидании «великого переселения»-2

В результате «войны с самоволками» в одном из старых районов города назревает социальный конфликт, грозящий привести к открытому неповиновению властям. Хозяева кабинетов на площади Советов утверждают, что жителям поселков Матросова и Площадка очень мешает жить шум аэропорта Восточный.

«Забота» о здоровье горожан побуждает власти выселить в Иволгинский район жильцов 500 частных домов. Хотя, как выясняется, особого шума там нет, а авиаполк с 1 декабря покинет Бурятию.

«НЕСНОСНЫЕ» НАХАЛОВКИ

В конце прошлого года президент Бурятии решил, что уже можно поставить точку в разрешении проблем «самовольщиков» Улан-Удэ. Вячеслав Наговицын согласился с выводами «комиссии по самоволкам» (зампред Александр Чепик, межведомственная комиссия по вопросам границ муниципальных образований, самовольного строительства на территории городского округа «Город Улан-Удэ» и граничащих с ним муниципальных районов. – С.Б.). Комиссия определила, кого из «самовольщиков» можно узаконить, а кого следует выселить на пустующие земли. 27 ноября президент Бурятии подписал распоряжение №635-р, «приговорившее» владельцев более 5 тыс. домов к переселению на пригородные пустыри. В том числе жителей тихих поселков Матросова и Площадка.

В январе вся страна с интересом наблюдала за событиями реалити-шоу «Дом-3» (так прозвали снос дачного поселка «Речник» на Москва-реке) по соседству с местом, где идут съемки телешоу о молодых, «строящих свою любовь». А в Улан-Удэ определили, какие поселки могут стать местными «Речниками». Жителей поселков Матросова и Площадка с декабря 2009 года не прописывают в своих домах. Однако они не собираются переселяться ни в какую Иволгу.

– Наш поселок Площадка, поселок первых строителей Улан-Удэнского авиазавода, существует уже 73 года, с самого начала строительства завода, – рассказал «Новой Бурятии» лидер инициативной группы жителей поселков Площадка и Матросова Геннадий Торонов. – Отсюда отцы и деды уходили на фронт. На нашем машзаводском кладбище покоятся 60 тыс. жителей поселка. Мы здесь родились, учились, работали, а сейчас растет уже пятое поколение». По его словам, власти это поколение не прописывают и лишают детей возможности посещать детский сад и школу. Молодежь после армии и учебы не может вновь здесь прописаться.

– Нас объявили «самовольщиками», приравняли к тем, кто только в последние годы приехал в город из районов и построился здесь. Сейчас многие из них подают заявления и узаконивают свои дома, а нас всех просто хотят взять и переселить куда-то. Да мы ни за что на это не пойдем! Может быть все, что угодно… Если вы хотите войны – вы ее получите! – добавил г-н Торонов. «Результатом работы всех комиссий стало фактическое исключение поселков из состава города. Но нельзя же просто так списывать целый поселок. Такое отношение к людям недопустимо. Это не скот, который можно согнать в Иволгу, на пустырь, где до сих пор нет ни одного колодца, нет электричества, дорог. Какое там «великое переселение»! Сейчас на сходы жителей поселков Матросова и Площадка собираются по 300 человек. И эти люди начинают бунтовать, считая, что другого выхода у них нет!» – говорит депутат Народного Хурала Михаил Гергенов.

ПОУЧИТЬ МЭРИЮ

Республиканские власти явно хотят продемонстрировать мэрии, как решать проблемы с самовольщиками. Флагом борьбы для чиновников стали уже упомянутое распоряжение №635-р и некая карта-схема, на которой обозначены шумовые зоны аэродромов, затопляемые, водоохранные зоны и санитарно-защитные зоны предприятий. На карте указаны места «самостроев», подлежащих переносу. Минимущества Бурятии уже выделило в Иволгинском районе земли под предполагаемый перенос.

СУД ДА ДЕЛО

В настоящее время самые ожесточенные споры возникли вокруг так называемой шумовой зоны аэродрома Восточный. В 2005–2007 годах чиновники мэрии уже пытались выселять жителей Матросова. Однако та кампания по выселению самовольщиков результатов не принесла. Тогда администрация города обладала устаревшими картами расположения шумовой и опасной зон аэропорта, по которым эти «зоны ограничения» были рассчитаны для крупной авиации. А в этом случае властям нужно было сносить не только эти поселки, но и элитные поселки Солнечный, Зеленый, часть Загорска.

Кроме того, неприятности мэрии могли доставить и жители дома № 2а по улице Л. Шевцовой, живущие в опасной зоне взлета самолетов. Это зона для небольших военных самолетов-«грачей» СУ-25 простиралась на 1,5 км в длину от конца полосы аэродрома и на расстоянии 250 м в обе стороны от центральной оси взлета под углом в 8 градусов. Пятиэтажка находится в самом центре этой опасной зоны! И, если бы жители бывшего общежития по суду заставили мэрию переселить их в новые благоустроенные квартиры, то бюджет города не досчитался бы огромной суммы денег.

ШУМОВОЙ ЗОНЫ НЕТ?

Знакомство с методикой определения упомянутых зон и допустимого уровня авиационного шума, может помочь жителям поселка Матросова сейчас!

- Стандартные расчеты шумовой зоны делаются для действующих аэродромов с ежедневными посадкой и взлетом – минимум один самолет в день. Рассчитанная по этой методике шумовая зона для аэропорта Восточный – неправильная, – рассказал адвокат Павел Садыков, который в 2007 году занимался «делом самовольщиков» Матросова. – Ведь они забыли ввести в расчеты количество взлетов и посадок в день, которое является обязательным. Если посчитать те немногочисленные случаи прилета крупных транспортных самолетов «Руслан», ракетоносцев, эта шумовая зона автоматически с 1,5 км (в обе стороны) уменьшится до нескольких метров. Для СУ-25 она будет еще меньше. Для этих самолетов шумовая зона распространяется на 500 м от оси взлета! Сейчас Су-25 не выпускают, и с этого аэродрома они не взлетают.

Аналогичные данные дает и Управление Роспотребнадзора по Бурятии. Его специалисты в 2006 году проводили замеры авиашума и установили, что в жилом помещении и на территории жилой застройки в поселке Матросова «уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, а также эквивалентный и максимальный уровни звука не превышают предельно допустимые уровни санитарных норм». Однако в Минимущества РБ считают это утверждение необоснованным. «Микрорайон Площадка и поселок Матросова находится (стилистика сохранена. – С.Б.) в зоне, в которой шумы, создаваемые обслуживаемыми аэропортом летальными аппаратами выше предельно допустимого уровня. Заключение ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» от 04.06.2006 г. подготовлено относительно шумов, создаваемых вертолетом МИ-171, однако необходимо учитывать, что аэродром в районе мкр. Площадка и Матросова предназначен для таких самолетов, как СУ-25, СУ-139, уровень шумов которых намного выше, чем от вертолета МИ-171», – пишет членам инициативной группы «самовольщиков» замминистра имущественных отношений Павел Дорофеев.

ДЕПУТАТЫ ЗА НАРОД

Вся информация из правительства Бурятии по этому вопросу идет не от президента Наговицына или зампреда Александра Чепика, и даже не от министра Магомедовой, а от ее молодых заместителей. На это обратили внимание и депутаты Народного Хурала республики. «Вы написали отписку! Вот такими действиями вы будоражите население. Получается, что у нас власть работает против людей. Ответьте на простой вопрос. Вот стоят два дома рядом – один частный, другой муниципальный, оба в шумовой зоне. Почему вы хозяина частного дома считаете самовольщиком, а жителей муниципального дома самовольщиками не считаете?!» – задал вопрос Дорофееву депутат НХ Федор Трифонов.

Определить точно шумовую зону и сделать замеры шумов на Восточном невозможно. Самолеты там садились и взлетали редко. А информация о полетах самолетов 150-го отдельного авиаполка, дислоцирующегося на аэродроме, является секретной. Поэтому исследования уровня шума, скорее всего, просто не проводились, и в последние 10 лет приблизительные расчеты уровней шума делались без учета количества взлетов и посадок. К тому же по устаревшим ГОСТам, действие которые закончилось в 2000 году.

Какой информацией оперирует молодой замминистра Дорофеев, еще предстоит выяснить. По словам депутата Народного Хурала, Героя России и летчика-испытателя Тайгиба Толбоева, знающего каждую «кочку» на полосе аэродрома Восточный, военные самолеты СУ-25 и СУ-139 над этим местом давно не летают. Авизавод их не производит и производить не собирается. А 150-й авиаполк 1 декабря навсегда покинет Бурятию. Сам же аэродром Минобороны России больше не будет использовать. Начальник Генштаба Николай Макаров уже сообщил, что в этом году из 245 военных аэродромов Вооруженные силы России будут эксплуатировать лишь 27.

АВИАЦИЯ РАЗЛЕТЕЛАСЬ, ШУМОВ НЕТ

- Минобороны этот аэродром не нужен. Так что военные здесь летать не будут. На нашем авиазаводе сейчас производятся только отдельные узлы для СУ-25, которые мы отправляем в Новосибирск, где идет их сборка. Директор завода Белых нам сказал, что в планах завода нет производства СУ-25. И испытаний «Сушек» здесь не будет. И шумов тоже. Мы и так живем в очень тихом месте, а будет еще тише! – заявил Геннадий Торонов.

- Если говорить о частоте использования авиацией аэродрома в день, то можно сказать, что сейчас это полный ноль! – говорит Тайгиб Толбоев. – Сам завод самолетов не выпускает, а соседей – авиационного полка уже фактически нет. Три-четыре года там оставался один отряд – два самолета АН-24. А с 1 декабря вообще никого не будет. Останется одна комендатура для охраны аэродрома. Большие самолеты там почти не садятся. В этом году, правда, они прилетали часто. Один раз Медведев прилетал, и впервые за много лет садились четыре ИЛ-76. Потому что были учения «Восток». Когда теперь следующие учения будут? Через пять лет? А если нет авиации, зачем людей из Матросова и Площадки переселять? Ну нет авиации здесь! Частей на аэродромах в Джиде нет, в Могоче нет, в Степи нет, в Улан-Удэ нет. Техника устарела, ее убрали, оставшиеся самолеты разлетелись.

Кстати, в 150-м авиаполку были не боевые самолеты, а машины гражданских марок: воздушные «членовозы» для военного начальства (ТУ-134А, ТУ-154Б-2, ИЛ-18, ИЛ-22, АН-24Б/Т, АН-26), а также транспортные АН-12БК/БП, возившие «авточленовозы». Начальство летало далеко не каждый день, а вертолетная эскадрилья больших проблем с авиашумом жителям поселков авиазавода не доставляла.

В ТИХОМ МЕСТЕ У РЕКИ

- Да, когда завод работал на полную мощность, были случаи, когда в детсадах дети пугались шума и стекла дребезжали. Но тогда никто не говорил о переселении рабочих подальше от завода, – говорит пенсионерка, жительница Площадки Полина Третьякова. – А сейчас, когда никаких шумов нет, нам чиновники говорят, мол, переселяйтесь в Иволгу!

В книге «Авиастроители», вышедшей в 80-е годы к 50-летию авиазавода, можно прочитать, как строился завод и поселок Площадка. Здесь есть школа, при которой действует детский клуб «Орбита», есть поликлиника, три магазина. У жителей поселка есть техпаспорта на дома, домовые книги, есть адреса у домов. Землю и жилье выделяло руководство завода. «Мои внуки здесь родились и живут. Мы, наоборот, нуждаемся в развитии инфраструктуры здесь, хотим сами благоустраивать, озеленять поселок, строить детские площадки, дорогу, – продолжает Полина Третьякова. – А нас обозвали «самовольщиками» и собираются выгонять. Сначала власти сами нарушили закон, не проведя у нас инвентаризацию земель, а теперь говорят, что нас нет в Генеральном плане города! Кстати, мэр Улан-Удэ Геннадий Архипович Айдаев на прошлой неделе сказал, что нас трогать не будут».

По словам жителей Площадки, городские власти строят там новые линии электропередач. А это выглядит странно, учитывая намерения мэрии очистить это место от населения, которому «мешает авиашум». Горожане спрашивают, для кого же тогда там строят новую инфраструктуру. Может, кто-то хочет согнать жителей с этого живописного тихого места у реки, а потом заняться там «перспективным строительством»? Тем более что места под улан-удэнскую «Рублевку» власти пока не нашли. Этими своими сомнениями Геннадий Торонов и члены инициативной группы поделились с президентом Бурятии в своем письме к нему. Аналогичное письмо они намерены отправить и гаранту их конституционных прав и Главнокомандующему ВС России Дмитрию Медведеву.

Сергей Басаев



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ