Не оставлять без присмотра костры, не бросать на землю окурки сигарет, не оставлять после себя мусор – вот основные правила, которые позволят избежать пожары в лесу. Однако в этом году, очевидно, многие любители отдыха на природе, о них забыли. Поэтому с наступлением первых тёплых выходных дней тайга в Прибайкалье ощутила на себе настоящий огненный удар. В первые дни июня в Иркутской области ежедневно горело до двух с половиной тысяч гектаров вековых деревьев. В наиболее проблемном Иркутском районе ввели режим «Чрезвычайная ситуация».
В помощь пожарным командам Агентства лесного хозяйства в областной центр прибыла авиация МЧС России. На тушении пожаров работали вертолёты Ми-8, Ми-26 и не имеющий аналогов в мире по своим характеристикам самолёт Бе-200 ЧС.
Аэродром Иркутского авиазавода, 8:00. Подготовка к вылету. Техники проверяют состояние бортового оборудования. На взлётной полосе толпятся пассажиры – представители МЧС России, Авиабазы охраны лесов и Агентства лесного хозяйства. Их задача – оценка пожарной обстановки и борьба с огнём в Иркутском районе.
В 8:20 взлетает Ми-8, на борту – четыре человека. Он летит на разведку в сторону Большого Голоустного. Уже на высоте 150 метров город почти не видно – из-за дыма различимы только силуэты домов. А через полчаса, когда вертолёт прибывает в район пожаров, всем кажется, что внизу – плотные облака, хотя высота не изменилась. Запах гари выдаёт истинную природу смога, полностью накрывшего леса на берегу Байкала. В Иркутск передаётся команда на взлёт. В воздух поднимается «тяжёлая артиллерия» огнеборцев – самолёт-амфибия Бе-200 ЧС и самый большой в мире вертолёт Ми-26.
Часть пассажиров, вылетевших на разведку, высаживается около пристани, где их уже ждут четыре экипажа государственных инспекторов по маломерным судам. А вертолёт-разведчик отправляется в Николу на базу Байкальского поисково-спасательного отряда для заправки водой и тушения окрестных пожаров.
Патруль ГИМС направляется в район мыса Красный Яр, где по плану произвёл должен произвести посадку самолёт-амфибия.
- Наша задача – обеспечивает беспрепятственную работу воздушного судна на Байкале, - рассказывает начальник Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области Радик Субханкулов. – Для этого мы выстраиваемся прямоугольником длиной 3,5 километра и шириной 300 метров. И производим окарауливание акватории. Накануне инспекторы провели тщательный осмотр поверхности озера. Аквадром должен быть чист для беспрепятственного забора воды и безопасного приводнения Бе-200. Жители близлежащих деревень были предупреждены о запрете выхода в море.
Однако при повторном осмотре непосредственно перед прилётом сотрудники ГИМС обнаруживают браконьерскую рыболовную сеть. Очевидно, кто-то из местного населения решил ранним утром получить улов в запрещённом месте и не позаботился о том, чтобы убрать снасть. Посторонний предмет оперативно удаляется из посадочной зоны.
Через минуту становится слышен гул авиационных двигателей, в небе появляется чёрная точка. В кабине Бе-200 экипаж начинает обратный отсчёт времени и высоты перед посадкой.
Гордость Иркутских авиастроителей
- Это единственный самолёт, который спроектирован, собран, испытан и запущен в серийное производство – т.е. создан с нуля – в девяностые годы, разрушительные для авиационной промышленности и страны в целом, - говорит о Бе-200 Вячеслав Русов, ответственный представитель в Иркутске ТАНТК имени Бериева – конструкторов и разработчиков данного воздушного судна. – Это трудовой подвиг работников Иркутского авиазавода. Здесь были произведены семь серийных машин и четыре опытных. Все они изготовлены и оборудованы по последнему слову техники: композитные материалы, не применявшиеся раньше сплавы, сотовые и клееклёпаные панели, и конечно, электронное управление полётом и разведкой.
На Иркутском авиазаводе нет человека, который не расскажет о том, как изменилась жизнь предприятия после долгих постперестроечных застойных лет. Самолёт-спасатель тогда вернул ИАЗ к жизни. Вышедшее из его цехов воздушное судно на данный момент по комплексу своих характеристик не имеет аналогов в мире: возможность посадки на воду с забором 12 тонн воды, различные модификации Бе-200 позволяют использовать его как десантный борт, а также для перевозки грузов, оказания помощи терпящим бедствием кораблям в открытом море и в медицинских целях. Всего без дополнительной заправки горючим, возвращаясь на водоём и взлетая с него, БЕ-200 может доставить к месту пожара до 300 тонн воды.
- Самолёт – очень лёгкий в управлении. Первое время некоторые пилоты даже просили генерального конструктора его «утяжелить», потому что по сравнению с другими воздушными судами такая «послушность» машины им была непривычна, - рассказывает Сергей Матвейчук, лётчик-испытатель первого класса. – Создатели предусмотрели всё, чтобы экипаж и работающие на борту люди чувствовали себя удобно, и их ничто не отвлекало – современный самолёт, который востребован и у нас в стране, и по всему миру.
Лесные пожары – проблема, актуальная не только для России. Греция, Португалия, Венесуэла и США заявили о готовности приобрести русский чудо-самолёт. Первые четыре серийных экземпляра Иркутские авиаторы передали МЧС России.
Атака на огонь
Около 10 часов утра самолёт-амфибия касается поверхности озера Байкал в районе мыса Красный Яр, пробегает несколько сот метров и взлетает, уже заправленный водой. Инспекторы ГИМС следят за манёврами воздушного судна, пока оно не скроется в дыму за сопкой вблизи Большого Голоустного.
Там плоское дно Бе-200 открывается и с полукилометровой высоты на горящий лес обрушивается полоса воды длиной в сто метров.
На вертолётной площадке около Байкальского поисково-спасательного отряда в этот момент по очереди в воздух поднимаются Ми-8 и Ми-26. К обоим вертолётам на тросах прикреплены специальные ёмкости для заборов и сбросов воды.
Через несколько часов в оперативный штаб передадут донесение: пожар в районе Большого Голоустного локализован.
В общей сложности авиация МЧС на тушении наиболее сложных лесных пожаров работала неделю. В этом году в Иркутскую область она прилетала не впервые. В борьбе с паводками большую роль сыграли экипажи бортов Ми-8 и Ми-26. И, как отметил Сергей Шойгу на Всероссийском совещании по проблемам гражданской обороны, в Прибайкалье «противопаводковые мероприятия дали хороший результат, высокий уровень их организации и слаженная работа всех структур позволили избежать в регионе серьезных осложнений при прохождении паводковых вод».
Василий Бучинский,
пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области.
На фото: "Бе-200" в акватории Иркутского водохранилища
Справка:
Бе-200 — российский самолёт-амфибия, разработанный и производимый ТАНТК имени Г. М. Бериева. Впервые поднялся в воздух 24 сентября 1998 г. По ряду летно-технических характеристик не имеет аналогов в мире. Самолёт способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Основными сферами применения являются охрана водных поверхностей, экологические миссии, тушение пожаров, перевозки пассажиров и грузов. В настоящее время производство БЕ-200ЧС перенесено с Иркутского авиационного завода на Таганрогский завод «Тавиа». Иркутский авиазавод будет поставлять детали для планера и крыла.
Ми-26 — крупнейший в мире многоцелевой транспортный вертолёт. Разработчик — ОКБ Миля. Грузоподъёмность — до 25 т полезной нагрузки. Вертолёт может быть использован для задач как военного, так и гражданского характера, а также для проведения поисково-спасательных операций. Первый полёт 14 декабря 1977. Серийно производится Ростовским вертолётным заводом.
Ми-8 — многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.
"Байкал24"