Жители Мегета не первый год жалуются то на качество, то на нехватку питьевой воды. Пишут письма во все инстанции - от Роспотребнадзора и администрации поселка до руководства «Ангарского Водоканала». Просят провести проверку качества воды, возмущаются стоимостью услуг водоснабжения… Особенно мегетчан возмущают зимние перебои в водоснабжении: в сильные холода вода подается по графику. «С 19.09.2009 по 13.01.2010 была прекращена подача воды в количестве 232 часов», - пишут в коллективном письме жители улиц Садовой, Майской и 1-го квартала.
Нет, никакой масштабной аварии не было: это общее количество часов за зиму, когда в квартиры мегетчан в ночное время не подавалась вода для пополнения запаса воды в резервуарах насосной станции. Но проблема питьевого водоснабжения в поселке действительно стоит весьма остро.
Система водоснабжения Мегета в советские времена создавалась по ведомственному признаку: свои артезианские скважины имели геологоразведочная экспедиция, хлебная база, 1-й квартал, радиостанция №1. Тогда, до «муниципализации», никто особо не роптал на качество и количество: пили, что дают.
Впрочем, водозабор радиостанции из двух скважин и насосной станции так и остался в ведении связистов. Он-то, кстати, и стал наиболее «проблемным».
Впрочем, первым начал испытывать жажду 1-й квартал: в 2002 году началось снижение дебета скважин, и работы, проведенные «Оргстройпроектом», от истощения не спасли. В 2007 году «Водоканал» попытался решить проблему радикально: разрозненные водозаборы были объединены перемычками. Первой была построена километровая перемычка между «Экспедицией» и 1-м кварталом, что вроде бы улучшило ситуацию с водоснабжением последнего. Соединили «Экспедицию» и с районом хлебобазы, также проложив километровый полиэтиленовый трубопровод.
Однако всплыла другая проблема: если три водозабора, пусть и подистощенные, позволяли получать воду, соответствующую СанПиН, то ведомственные скважины, принадлежащие радиостанции №1, - федеральная собственность, продолжали давать воду некачественную. Она и сегодня не соответствует нормам по показателям «мутность», «цветность» и отличается повышенным содержанием марганца.
Чтобы улучшить качество воды в районе радиостанции, сети также соединили перемычкой с водопроводными сетями 1-го квартала. Но объединение районных сетей в единую систему не позволило решить проблему до конца по причине продолжающегося снижения дебета скважин водозабора 1-го квартала.
В декабре 2009 года специалисты «Сосновгеологии» поставили объекту «диагноз»: длительная эксплуатация и повреждения конструкций одной из скважин не позволяют полностью восстановить работоспособность водозабора. Внеочередная промывка сетей, проведенная в феврале, также не спасла ситуацию. Единственным средством, позволяющим сохранить качество воды в поселке, стало закрытие перемычки от водозабора радиостанции. Впрочем, ситуацию в районе самой радиостанции это не разрешило.
«В городе Ангарске хотя бы ведется работа по улучшению качества питьевой воды, п. Мегет это не касается», - справедливо возмущаются авторы коллективного письма.
Директор «Ангарского Водоканала» Галина Ивановна Рудникова поясняет:
«Считаю необходимым сразу отметить, что «Ангарский Водоканал» - это эксплуатационное предприятие, оно несет обязанность по эксплуатации того состава имущества, которое находится у него в хозяйственном ведении, и в пределах финансовых средств, определенных тарифами на услуги водоснабжения и водоотведения.
Действительно, муниципалитет в период с 1993 года по 1996 годы принимал в муниципальную собственность и передавал МУП города Ангарска «Ангарский Водоканал» в хозяйственное ведение инженерную инфраструктуру пос. Мегет от различных мегетских предприятий, но скважина Радиоцентра на баланс предприятия не передана.
Старожилы «Водоканала» помнят, в каком плачевном состоянии была принята система водоснабжения и водоотведения пос. Мегет. Озера, образовавшиеся в результате постоянного подтопления территории хозяйственно-фекальными стоками, стали привычным домом для диких уток. Здания канализационных и водопроводных насосных станций не отвечали элементарным правилам технической и санитарно-гигиенической эксплуатации. Примером тому может служить КНС №2 Хлебной базы. Систематические поломки насосного оборудования на КНС №2 были причиной аварийной работы канализационных сетей. Хозяйственно-фекальные стоки растекались по улицам, а дети по ним пускали кораблики.
Перерывы в подаче воды, аварии на канализационных сетях были привычными. В год на территории пос. Мегет фиксировалось до 16 водопроводных аварий и 6 аварий на канализационных сетях, а о количестве неполадок на сетях ВиВ, не связанных с отключением воды и водоотведения, говорить страшно. В 2009 году было зафиксировано 6 аварийных ситуации на сетях водопровода, а сети канализации работали без аварий.
За время эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения пос. Мегет «Ангарский Водоканал» выполнил капитальный ремонт мегетского канализационного коллектора, промыл и привел в работоспособное состояние сети канализации поселка, отремонтировал здания и помещения насосных станций и произвел замену насосного оборудования и запорной арматуры. В настоящее время на территории пос. Мегет действует полностью автоматизированная канализационная насосная станция, автоматика которой реагирует даже на несанкционированное открывание дверей.
Кстати, эксплуатационные расходы «Водоканала» превышают доходы от реализации услуг в пос. Мегет на 2,5-3 миллиона ежегодно, тогда как дебиторская задолженность населения за услуги ВиВ составляет 3,2 миллиона рублей, то есть за 8 месяцев. Населению Мегета за оказанные услуги необходимо платить полным рублем и в срок, тогда будет больше возможностей проводить модернизацию системы ВиВ поселка.
В 2003 году изменилось законодательство, а в 2005 году созданы новые муниципальные образования: муниципальное образование город Ангарск и Мегетское муниципальное образование. И в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование в своих границах наделено полномочиями и несет ответственность по обеспечению населения услугами водоснабжения и водоотведения, то есть органы местного самоуправления пос. Мегет должны самостоятельно решать проблемы водоснабжения пос. Мегет, имеют право иметь в составе муниципальной собственности объекты системы водоснабжения и водоотведения как ранее созданные, так и вновь приобретенные или построенные.
Поэтому МУП города Ангарска «Ангарский Водоканал» с 2008 года постоянно ставит вопрос о необходимости передачи в собственность Мегетского муниципального образования системы водоснабжения и водоотведения пос. Мегет и о необходимости за счет средств бюджета Мегетского муниципального образования решать вопрос улучшения качества услуг водоснабжения и водоотведения. Однако администрация пос. Мегет не торопится выполнять свои полномочия».
Следует сказать, что канализации как единой системы в поселке не существует. 25 километров канализационных сетей обслуживают благоустроенное жилье. Частный сектор пользуется «септиками» и дедовскими выгребными ямами. Над водными «линзами», из которых осуществляется водозабор, нет единого водонепроницаемого пласта. Результат - поверхностные воды проникают в подземные. А ведь собственных очистных сооружений поселок тоже не имеет, и вся эта «выгребная канализация» рано или поздно может оставить Мегет вообще без питьевой воды.
Радикальным средством, считают специалисты «Водоканала», могло бы стать строительство водовода от очистных сооружений Ангарска до распределительных сетей Мегета.
- Решение вопроса о водоснабжении Мегета входит в полномочия не района, а территории, - поясняет заместитель мэра АМО Ирина Цыпенко. - Будет это строительство нового водовода, бурение новых скважин или привоз воды автоцистернами - решать администрации Мегета. Другое дело - софинансирование: чтобы осуществить проект, возможно и привлечение средств районного бюджета.
- По 131-му закону водоснабжение, канализация, теплоснабжение поселка - полномочия органов местного самоуправления ММО, - комментирует глава Мегета Татьяна Власенко. - Но исторически сложилось, что еще в конце 90-х годов теплосети были переданы в собственность ОАО «Иркутскэнерго», а водопровод - в хозведение «Ангарского Водоканала». А в собственность г. Ангарска мы не можем вкладывать бюджетные деньги! Тем не менее сейчас вопрос решается: возможно, в следующем году мы все-таки заберем сети в собственность ММО. Принятие сетей водоснабжения в собственность ММО означает, во-первых, планирование больших денежных средств из бюджета, так как за время нахождения данных сетей в МУП г. Ангарска «Ангарский Водоканал» ни разу не проводился их капитальный ремонт, лишь устранялись аварии. Во-вторых, обоснование тарифа и согласование его в Службе по тарифам Иркутской области. Естественно, что решение данной проблемы вопрос не одного дня. Но он решаем, и будет решен. Возможно, будем даже бурить новую скважину: изыскания показали, что на Еловской горе есть месторождение подземных вод. Реально и подключение к Ангарску, но это стоит больших денег…
Сейчас петербургские проектировщики дорабатывают генплан поселка, они изучают в том числе и гидрогеологическую ситуацию. Но, сами понимаете, процедура принятия решения сложна, в том числе она требует и публичных слушаний. Так что однозначно говорить, какой проект будет принят, пока невозможно.
Руководство «Водоканала» только «за» то, чтобы передать сети Мегету. Кстати, это решит еще одну задачу: если сейчас жители поселка недовольны, что платят за воду по «ангарскому» тарифу, администрация сможет установить свой - возможно, существенно меньший.
Важно одно: Мегет от грядущей «засухи» не спасет никто, кроме собственной администрации поселка.
Мурат ЗИННУРОВ