Как профессору МГУ ответил иркутский священник, что из этого вышло...

В последние дни в "русском" интернете, после заявления главы Росстата о возможном появлении национальности "сибиряк", с новой силой вспыхнула дискуссия по данному вопросу. Напомним, в начале апреля Александр Суринов заявил журналистам: "Если в предыдущую перепись в 2002 году в качестве национальности заявлялись булгары, то сейчас появился определенный шум по поводу сибиряков. Значит, будем сибиряков выделять." Политические деятели русского националистического толка усмотрели в такой позиции чиновника еще один признак стремления существующей власти окончательно уничтожить русский народ как государственнообразующую общность с последующим распадом страны.

"В связи с тем, что русский народ на протяжении многих лет подавляется государственной властью, существуют объективные условия для распада России на субэтнические группы," – сказал в интервью агентству "Русская народная линия" лидер партии «Великая Россия», доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Савельев.

"Политически и экономически государство находится на грани краха. На грани краха находится и самосознание русского народа, которое подвергается разрушению разнообразными средствами. Возникновение в самосознании людей, прежде считавших себя русскими, других этнонимов, показывает, что деятельность врагов русского народа достигает своих целей. Уничтожение русского народа происходит на наших глазах," - добавил Андрей Савельев и подчеркнул, что "нет такой национальности – "сибиряк". Есть жители Сибири, так же, как есть жители Рязанской или Нижегородской губернии. Везде есть свой территориальный патриотизм, который присущ, в том числе, и сибярякам. Но "сибиряк" – это не национальность, а территориальный признак, землячество".

Ответ профессору МГУ неожиданно пришел из Иркутского госуниверситета. Преподаватель кафедры религиоведения и теологии ИГУ, протоирей Вячеслав Пушкарев в статье "Сибиряки – это субэтническая общность", опубликованной на сайте "Русской народной линии", попытался объяснить московскому политологу что сейчас происходит в Сибири и почему от проблемы "сибиряков" нельзя отмахиваться.

Отец Вячеслав выделяет два крупных этноса и массу мелких. Первый и, пока, главенствующий – Великороссы. Это, по словам В.Пушкарева, "дети вчерашних переселенцев приехавших или сосланных в Сибирь и на Восток в 50 – 70 годы ХХ века. Эти люди все свое детство, каждое лето, проводили в гостях у бабушек в Центральной России и на Юге страны. Для этих людей жизнь в Сибири всегда представлялась явлением временным, и они постоянно мечтали и теперь мечтают вернуться на историческую Родину своих отцов и матерей. Именно эти люди составляют те самые ежегодные 100 000 выезжающих на ПМЖ за пределы Сибири и Д.Востока".

"Вторым крупным этносом, - пишет о. Вячеслав, - являются массы людей, теперь называющих и давно чувствующими себя Сибиряками... Пока они еще субэтнос и они еще только-только начали себя понимать единой общностью, но процесс этот разворачивается очень быстро, что, по сути, и доказывают результаты последних двух переписей населения РФ. Сибиряки составляют сейчас примерно 30-35% от общей численности. Сибиряки – это потомки добровольных переселенцев пришедших в Сибирь в период с XVII по конец XIX века, и, конечно же, дети от множественных смешанных браков – метисы в разных поколениях. У этих людей не было детства на Юге и они лучшими видами природы считают виды своей суровой стороны. Они не связывают свое будущее с Коренной Россией, так как их там ни кто не ждет, а все, что они имеют, им дала Сибирь".

По мнению В. Пушкарева, у этих "сибиряков" отличается даже их антропологический тип: "Только в Сибири и на Д.Востоке они сами свои, а в Москве они являются "чурками»".

Таким образом, о.Вячеслав относит к "сибирякам" вполне конкретную группу людей, которых отличает, прежде всего "другая кровь" и отсутствие родственных связей с "Большой Россией". Преподаватель Иркутского госуниверситета вполне четко объясняет мотивацию этих "сибиряков":

"В условиях снижения внутреннего авторитета Великороссийской нации снизилась и степень подражания ей со стороны метисов, которые уже не хотят быть бурятами, якутами, удэгейцами и т.д., но так же не могут и не желают быть русскими с именем которых у них ассоциируется разграбление их родных краев и политика временщичества. Народ в этих краях теперь мало религиозен, и религия его пока не объединяет. Их объединяет география и общая огромная история освоения Сибири и Д.Востока, а также боль за свою Родину, которая (по их мнению) для Москвы является всего лишь рабыней в услужении. Называть себя Сибиряками для них так же естественно и удобно, как для англосаксов называть себя Канадцами, Австралийцами, Американцами".

Отметим, что это не первая попытка хоть как-то объяснить феномен "сибиряков", но, пожалуй, впервые четко сформулированы "антропологические" признаки новой "национальности". Хотя, по большому счету, это натянутое объяснение. Для сравнения, в нашем разделе "Зацепило" можно ознакомится с материалом Владимира Антипина "Гражданин Сибири", опубликованном в "Русском репортере" еще в феврале этого года, где более широко отражены причины, побудившие во время переписи все большее количество жителей Сибири назвать себя "сибиряками".

Заканчивая свой ответ лидеру партии "Великая Россия" Андрею Савельеву, иркутский священник предупреждает:

"Сибиряки сейчас становятся главенствующей силой в Сибири, так как они собираются жить в ней и дальше, а потому их самоопределение и самовыдвижение продолжится и не какие политологические заклинания и этнографические штампы тут не помогут".

Выход, по мнению протоирея Вячеслава Пушкарева, в новом "великом переселении народов":

"Помочь может только «наводнение» Сибири и Д.Востока Великороссами, так чтобы между ними не было огромных географических разрывов (надо минимум 100 миллионов человек), которые приводят к потере идентичности, и политическая столица должна быть как можно ближе к центру всей Российской Федерации, что бы каждый чувствовал, что она рядом и она общая, а не только тех, кто живет в Коренной России... Если все это не произойдет (а это не произойдет), то феномен национальности Сибиряк станет антропологическим и политическим фактом со всеми вытекающими из него центробежными обстоятельствами, вплоть до потери Российской Федерацией территорий Сибири и Д.Востока".

К сожалению, преподаватель кафедры религиоведения и теологии Иркутского госуниверситета не стал размышлять на более глобальные темы, связанные с состоянием самой русской нации и последствиями выделения из нее субэтноса "сибиряки". Но, как оказалось, именно эти вопросы волнуют большинство русских националистов, которые увидели в появлении "сибиряков" корыстные мотивы, огромную опасность для страны и даже предательство памяти предков:

"Видя, что русский народ движется в могилу, очень легко и удобно от него отпочковаться и отмежеваться. И при этом попросить себе льготы, дополнительные политические права, долю от добычи полезных ископаемых, или даже закричать на весь мир «вот, поморский народ, веками жил под пятой великорусской нации», или «русские столетиями угнетали сибиряков» и получить за этот лживый выкрик ласковую улыбку от американского госдепа, которая будет особенно ценна, если Россию в этот момент будут рвать на части наши злейшие друзья," - подчеркивает в своих размышлениях над статьей протоирея Вячеслава Пушкарева постоянный автор "Русской народной линии" Александр Шурыгин. Он, как и многие критики иркутского священника, считает, что "Сибирь - русская земля. И останется таковой, пока есть русские люди. А попытка приватизировать Сибирь под вывеской новой народности - это бесстыдство, и оно не пройдёт".

При этом, А.Шурыгин предупреждает: "Если вдруг произойдет отторжение Сибири от остальной России, которым нас так любят пугать, то это будет означать не появление «свободного государства сибиряков», а стремительный захват всех этих богатств соседями, которые ни с какими сибиряками нежничать не будут. И самоопределение «сибиряков» - это не первый шаг к светлому будущему, а первый шаг к поглощению, к вымиранию, к истреблению этой самой субэтнической общности. Останутся от неё рожки и ножки, достаточные для того, чтобы природные ресурсы качать в Китай, или за океан".

Также, по мнению А.Шурыгина, вывод о.Вячеслава о том, что "сибиряки" отличаются от Великороссов уже "по крови" - это еще не свидетельство появления нового этноса. "Русский - это в меньшей степени вопрос крови, а в большей степени вопрос духа" - пишет автор и жестко подволит черту:

"В своей статье А.Савельев указал, что нет такой национальности «сибиряк». И здесь он, безусловно, прав. Прав и отец Вячеслав, действительно есть субэтническая общность. Можно даже пойти и дальше и признать факт, что некоторые представители этой субэтнической общности заявили о себе как о нации. Но нужно быть честными до конца, это - свершившийся факт отречения, предательства... Тем горше предательство, что оно свершилось в трудную минуту, что движимо оно прежде всего низменными материальными стимулами. Но ещё печальнее то, что этот факт отречения - показатель состояния русского народа в целом. Ведь отпочковавшиеся «сибиряки» - это НЕ прозревшие и уловившие свою национальную идентичность люди, А продукт распада, разложения русской нации. Именно поэтому всю историю с появлением «нации сибиряков», сопровождает некий неприятный, характерный запах распада и тления. И тут переселением ста миллионов великороссов дело не поправишь. Эта проблема в плоскости духовной...Разумеется, проблема Сибири есть, она огромна и замалчивать её преступно. Почему уезжают люди, почему другие люди не приезжают, почему оставшиеся вымирают. Много вопросов. Но при этом путь решения этих вопросов, избранный «нацией сибиряков» это самый худший, а в моей системе координат - самый позорный путь".

"Байкал24"

по материалам



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ