Концерн "Тракторные заводы" (КТЗ) закрывает свои предприятия в Красноярске — комбайновый завод, известный маркой "Енисей", и "Краслесмаш". Мощности по производству комбайнов концерн перенесет на чебоксарский "Промтрактор", а лесозаготовительные машины будут собирать на "Курганмашзаводе". Площадки в Красноярске КТЗ хочет отдать под строительство недвижимости. По мнению аналитиков, такое решение вполне предсказуемо: концерн находится в сложном финансовом положении, а ситуация на рынке отечественной сельхозтехники очень нестабильная.
О том, что КТЗ прекратит в этом году производство комбайнов в Красноярске, "Ъ" рассказали несколько источников в отрасли. Это подтвердил президент КТЗ Михаил Болотин, уточнив, что мощности будут перенесены на чебоксарский "Промтрактор", который тоже входит в концерн. "Сборка комбайнов будет осуществляться до осени, после этого новая линия будет запущена на "Промтракторе", при этом производство узлов и компонентов для комбайнов будет продолжаться в Красноярске вплоть до 2014 года",— сказал господин Болотин.
По его словам, в Чебоксарах уже освобожден один из цехов. "На "Промтракторе" будет запущена, по сути, новая линия по сборке комбайнов, ее мощность будет такой же, что и мощности красноярского завода,— 2 тыс. машин в год",— говорит глава КТЗ. По его словам, "Промтрактор" продолжит производить комбайны "Агромаш-Енисей 3000" и "Агромаш-Енисей 4000". Михаил Болотин добавил, что также КТЗ закроет в этом году Красноярский завод лесного машиностроения ("Краслесмаш"). Производство будет перенесено на "Курганмашзавод".
Красноярский завод комбайнов (КЗК) производит кормоуборочные и зерноуборочные комбайны, наиболее известна техника под брендом "Енисей". В состав КТЗ вошел в 2006 году, когда концерн приобрел "Агромашхолдинг" у группы "Промышленные инвесторы". "Краслесмаш" выпускает трелевочные машины, погрузчики и автомобильные манипуляторы. В КТЗ вошел в 2007 году.
На КЗК работает около 600 человек, на "Краслесмаше" — примерно 150 сотрудников. По словам господина Болотина, "с коллективами уже урегулированы все вопросы трудоустройства". В красноярском краевом комитете профсоюза машиностроителей сообщили "Ъ", что в 2012 году КТЗ, красноярское правительство и профсоюз приняли программу о трудоустройстве сотрудников КЗК в случае массовых увольнений. По словам Михаила Болотина, на площадках КЗК в исторической части города планируется реализовать "крупный проект по строительству недвижимости", в котором КТЗ будет участвовать как собственник земли, а сейчас ищет основного инвестора. Речь идет об участке площадью 20 га, примыкающая территория "Краслесмаша" добавит еще 4 га. По оценкам инвестиционного департамента консалтинговой компании Blackwood, если земля КЗК будет использована под строительство коммерческой недвижимости, она может стоить $40-60 млн.
Михаил Болотин объясняет остановку производства на КЗК и "Краслесмаше" "программой оптимизации затрат, которая реализуется в рамках всего концерна". Он добавляет, что КТЗ уже сделал производства "более компактными" на Волгоградском тракторном заводе, Липецком заводе гусеничных тягачей и Алтайском моторном заводе. Перенос производства комбайнов из Красноярска, добавляет бизнесмен, позволит "упростить логистические схемы поставок как компонентов, так и готовой продукции покупателям". Источники "Ъ" говорят, что идея переноса мощностей КЗК и "Краслесмаша" обсуждалась еще в 2012 году. Тогда ВЭБ, контролирующий 100% акций КТЗ, привлек к проверке финансового состояния концерна Ernst & Young. По итогам консультант предложил "оптимизировать производственные активы КТЗ" с помощью переноса производств "с бизнес-единиц, генерирующих убытки", на недозагруженные площадки.
Объемы производства на КЗК после кризиса резко снизились. По данным Росстата, в 2008 году завод выпустил 1,9 тыс. комбайнов, в 2011-м— 197, в 2012-м— 222, а в январе — 30. При этом ситуация на рынке сельхозтехники сейчас "достаточно нестабильная", отмечает директор ассоциации "Росагромаш" Евгений Корчевой. "Вся первая половина 2012 года была очень сложной для отечественных производителей, продажи резко упали и активизировались лишь к концу года,— поясняет он.— Сейчас рынок держится на уровне прошлого года, но только за счет высоких цен на зерно". Всего, по данным "АСМ-холдинга", в России в 2012 году (с учетом иностранной сборки) выпущено 7,1 тыс. комбайнов, на 6% меньше, чем годом ранее. При этом, по данным "Росагромаша", производство отечественных заводов снизилось на 26%, до 3,5 тыс. штук. С учетом импорта объем продаж комбайнов остался на уровне 2011 года (7,4 тыс.). Михаил Пак из ИК "Атон" добавляет, что сам КТЗ находится в сложном финансовом положении. В кризис концерн за долги перешел к ВЭБу с правом выкупа через несколько лет. Долги КТЗ, по неофициальным данным, превышают 50 млрд руб.
Авторы: Егор Попов; Дмитрий Мальков, Красноярск.
"Байкал24"