На этот раз хозяином своей первой персональной выставки в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова стал московский художник Бато Дугаржапов. Сам живописец родом из Агинского Бурятского округа, однако, много лет живет и работает в Москве. Этим фактом, а также образованием, полученным в Московском государственном академическом художественном институте В.И. Сурикова, обусловлен и стиль живописи автора. Бато Дугаржапов в своих работах тяготеет к классической русской школе. Как отметил Тимур Цыбиков, министр культуры Бурятии, «это не типичная бурятская живопись, в то время как сегодня большинство бурятских художников уходят в национальную тему».
Искусствоведы нередко называют Бато Дугаржапова импрессионистом. Действительно, его работы, выполненные маслом в «мазковой» технике, напоминают пейзажи Моне, Мане, Ренуара, Сезанна. Однако сам автор отвергает какое бы то ни было деление живописи на стили, называя их «условностями, придуманными искусствоведами». Говоря о своей технике, он признается: «Пишу первую попавшуюся поразившую меня сцену».
Стоит отметить, что все полотна Бато Дугаржапова созданы в ходе пленеров, то есть на открытом воздухе. Именно так автор черпает вдохновение – «под воздействием воздуха, неба, моря». Именно поэтому сюжеты его полотен достаточно просты. Лариса Николаева, куратор выставки, заметила, что условно все представленные работы можно разделить на три группы и, соответственно, зала – Венецианский зал, где на картинах изображены пейзажи Венеции, Парижа и Черногорья; Московский зал – работы, на которых «главными действующими лицами» стали Москва, Подмосковье и средняя полоса России; и последний зал, в котором собраны, в основном, портреты и натюрморты. Лейтмотивом всей экспозиции выступает так называемый «календарь Малевича» - заготовки в виде разноцветных квадратов, каждый из которых символизирует определенный месяц года.
Еще одной особенностью картин Бато Дугаржапова является их небольшой размер. Большинство из 92 представленных работ можно назвать «этюдной живописью». По признанию самого автора, это наиболее удобный формат для передвижного проекта - ведь после Улан-Удэ выставку примут другие города России. Однако в данном случае размер не имеет значения – все картины словно пронизаны солнечным светом и теплом.
В лучших традициях живописец преподнес одну из своих работ, «Зимний рассвет», написанную две недели назад, в подарок Художественному музею Бурятии. В ответ Татьяна Бороноева, директор музея, отметила, что «отрадно представить выставку Бато Дугаржапова в преддверии праздника Белого месяца» и выразила надежду еще увидеть автора на бурятской земле.
"Байкал24"