Контрольно-счетная палата Иркутской области продолжает работу по изучению возможных последствий принятия закона Иркутской области «Об установлении дифференцированных ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов».
Напомним, законопроект, который в ближайшее время будет рассматриваться депутатами Законодательного Собрания во втором чтении, предполагает сокращение ставки налога в три раза (с 15 до 5%) для плательщиков, осуществляющие деятельность в сфере: сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих отраслях; рыболовства и рыбоводства; здравоохранения и предоставления социальных услуг. Кроме того, предлагается снижение ставки в два раза (с 15 до 7,5%) для: обрабатывающих производств; строительных организаций; гостиниц и ресторанов. Снижение налоговых ставок, по мнению разработчиков законопроекта, должно поддержать малый бизнес в период кризиса, сохранить и приумножить рабочие места. При этом региональный бюджет понесет неизбежные потери.
Как сообщили в КСП, в 15 регионах, включая Иркутскую область, вопрос находится в стадии рассмотрения, а 13 субъектов РФ пришли к выводу об отсутствии подобной необходимости.
КСП рассмотрела данные о поступлении платежей в бюджеты Новосибирской, Саратовской и Иркутской областей. В этих регионах решения о введении дифференцированных ставок не приняты. Также специалисты изучили положение дел в Мурманской и Смоленской областях (здесь размеры отчислений сокращены по отдельным видам деятельности), ознакомились и с данными Кемеровской, Челябинской, Оренбургской, Волгоградской, Липецкой областей и Кабардино-Балкарской республики (ставки снижены для всех категорий плательщиков).
Как показал анализ, итоги 2009 года свидетельствуют о повсеместном сокращении поступлений от 3 до 7,5% (Оренбургская, Смоленская, Волгоградская, Иркутская области и Кабардино-Балкария) и от 9,5 до 16% (Новосибирская, Кемеровская, Челябинская и Липецкая области). При этом сокращение налоговых ставок отдельными регионами существенного влияния на уровень поступления платежей не оказало.
Так, например, в Челябинской области налоговые ставки снижены до 10% для всех категорий плательщиков, а объемы поступлений 2009 года составили 83,7% от доходов 2008 года. При этом в Новосибирской области, которая не меняла налоговое законодательство, сумма соответствующих доходов 2009 года соответствует 88% доходов 2008 года.
В Кемеровской и Волгоградской областях ставки снижены до 5% (в 3 раза) для всех категорий плательщиков, а поступления 2009 года составили 90,7% и 92,7% от доходов 2008 года соответственно. В бюджет Иркутской области, не снижавшей в 2009 году ставок, получено 96% от уровня поступлений 2008 года. Нужно отметить, что доходы этих регионов от специальных налоговых режимов сопоставимы с доходами Иркутской области.
Размер бюджетных потерь в указанных субъектах РФ, предоставивших существенные налоговые преференции (сокращение ставки в 3 раза для всех), составил ориентировочно 100 – 160 млн. рублей. При этом, как сообщает КСП , удельный вес поступлений от упрощенной системы налогообложения (доходы минус расходы) в общем объеме доходов от специальных налоговых режимов составляет 14-18%. Следовательно, сумма потерь, непосредственно связанная с изменением ставок налога, значительно меньше.
Кроме того, КСП проанализировала поступления платежей по видам деятельности.
Данные показывают, что те регионы, которые предоставили соответствующие налоговые льготы, не только существенно не потеряли в доходах, но получили преимущество по некоторым видам деятельности. Так, по виду деятельности «Обрабатывающие производства» Кемеровская и Волгоградская области после снижения ставок в 3 раза получили в 2009 году соответственно 75% и 88% от доходов 2008 года, а Иркутская и Новосибирская области без предоставления льгот получили 82% и 75% доходов 2008 года. По виду деятельности «Строительство» Кемеровская и Волгоградская области получили в 2009 году соответственно 67% и 79% от доходов 2008 года, а Иркутская и Новосибирская области – 74% и 67% доходов 2008 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что снижение налоговой нагрузки в тех регионах, где были уменьшены налоговые ставки, благоприятно отразилось на состоянии малого бизнеса. Отсутствие же поддержки субъектов малого предпринимательства в период кризиса посредством предоставления льгот может стать основой для будущих бюджетных потерь в более ощутимом размере.
"Байкал24"