Глава департамента образования города Иркутска Олег Ивкин в студии «Иркутского радиоканала» рассказал как эффективно выстроить процесс обучения в условиях пандемии коронавируса.
— Ваше назначение на пост главы департамента образования пришлось на период подготовки школ к новому учебному году в непростых условиях пандемии коронавируса. По каким правилам сегодня строится образовательный процесс?
— Эти правила хорошо известны. Речь идет о разведении потоков учащихся, утренней термометрии, особом контроле за состоянием детей, об обработке рук, распределении классов по закрепленным за ними кабинетам. Еще это регулярное проветривание помещений, дополнительные дезинфекционные обработки, наличие рециркуляторов, профилактическая работа среди школьников и родителей, отсутствие массовых мероприятий. Чтобы сохранить обучение в очном режиме, эти требования в школах необходимо четко выполнять.
Но, к сожалению, даже при всех принимаемых мерах есть случаи, когда ряд классов вынуждены уходить на карантин и заниматься дистанционно. По факту на 2 октября удаленно обучаются 32 класса в 24 школах города. Всего были зафиксированы случаи заболевания в 63 классах, из них 31 класс уже вернулся к очной форме обучения.
— Количество заражений в связи с сезонными факторами растет. Есть ли какие-то прогнозы — придется ли вновь переходить на дистанционный режим обучения?
— Сложно в этом случае давать прогнозы, но мы должны сделать все, чтобы максимально эффективно применять локальные формы дистанционного обучения, когда единичные классы уходят на удаленный режим. Уже есть наработанный опыт. Все школы определили для себя электронную платформу, которая более предпочтительна для работы, — в Иркутске это в основном платформа Zoom. Спектр электронных образовательных ресурсов сегодня достаточно широк, и мы не закрепляем целенаправленно за каждой школой какой-то определенный.
Но при всех достоинствах удаленного режима обучения и для министерства образования, и для педагогов, и для учеников сегодня очевидно, что дистанционное образование не может заменить очного. За два весенних месяца учебы на «дистанте» и за время каникул учащиеся как никогда соскучились по школе, одноклассникам, учителям, поэтому 1 сентября в этом году было настоящим праздником.
— Можно ли по итогам сентября оценить эффективность дистанционного обучения в период самоизоляции?
— О каких-то результатах говорить пока, конечно, преждевременно. По всем школам сейчас еще проводятся проверочные работы, которые позволят оценить уровень полученных знаний. Задача школьного педагога сегодня в том, чтобы скорректировать вектор педагогической деятельности и компенсировать пробелы, возникшие в результате удаленной работы.
— Какие проблемы в системе образования сегодня, на ваш взгляд, в областном центре стоят наиболее остро?
— Проблемы образования общие для всей страны — недостаток инфраструктуры. Чтобы в Иркутске выйти на односменный режим обучения, необходимо построить около 30 школ. В дошкольной системе образования та же самая картина.
Вторая проблема — кадровая. Сегодня в иркутских школах работают 4320 педагогов, а должно быть 6400. То есть каждый педагог несет нагрузку более одной ставки, в среднем по России это 1,34 ставки. Поэтому необходимо больше внимания уделять популяризации профессии учителя — самой благородной и важной профессии на Земле.
— Администрация города разделяет с вами понимание этих проблем, вы находите поддержку?
— И администрация Иркутска, и правительство региона в полной мере поддерживают нас и понимают эти проблемы. Задача номер один сегодня — это вхождение в федеральные программы по строительству школ и дошкольных учреждений, а также социального жилья для молодых педагогов. Еще один ключевой вопрос — повышение заработной платы учителей. В прошлом году у нас сложилась добрая традиция — к профессиональному празднику премировать педагогов. В этом году она продолжилась — учителя получили единовременную выплату (двадцать тысяч рублей). Все это говорит о повышенном внимании к работе нашего департамента.
Полностью интервью можно прочесть в газете «Иркутск».