В Иркутской области создано 33 учебных класса, в которых проходят обучение 37 % воспитанников детских домов-интернатов для детей с умственной отсталостью. В понедельник зампред регионального правительства Валентина Вобликова и министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родинов оценили процесс обучения ребят в Саянском доме-интернате для умственно отсталых детей.
Валентина Вобликова отметила, что в Иркутской области с 1 сентября учебный год начался для 361 воспитанника детских домов-интернатов для детей с умственной отсталостью. В прошлом учебном году обучение по специальным коррекционным программам проходили 340 детей в 29 классах. Весной все ребята прошли медицинскую психолого-педагогическую комиссию в специализированных учреждениях, по результатам которой сформированы новые классы.
Зампред отметила, что обучение детей с ограниченными возможностями по специальным коррекционным программам ведется в регионе с 2012 года. В этом учебном году 132 ребенка обучаются в Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей, 42 - в Иркутском детском доме-интернате № 2 для умственно отсталых детей, 112 – в Братском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, 75 – в Саянском детском доме-интернате для умственно отсталых детей.
Как сообщила директор Саянского дома-интерната для умственно отсталых детей Лариса Бухарова, в учреждении проживают дети-инвалиды от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации. Всего 288 детей с различной степенью заболеваемости.
- В этом году в доме-интернате 75 воспитанников сели за парты с 8 до 18 лет, открыты 5 учебных кабинетов, которые работают в две смены. Заключен договор со школой №5 в Саянске, откуда в дом-интернат приходят 13 преподавателей. Очень много внимания уделяется обучению навыкам самообслуживания, работают швейные и столярные, обувные мастерские. Проводится постоянная медицинская реабилитация, - подчеркнула директор.
Валентина Вобликова заметила, что специальные коррекционные занятия формируют у детей с нарушениями интеллекта знания и умения, способствуют реабилитации и их общему развитию, получению бытового и социального опыта, расширению их кругозора, развитию элементарных творческих способностей.
- Для каждого из ребят, кто не способен освоить общеобразовательную программу, разработан отдельный образовательный маршрут. Образовательные программы адаптированы под интеллект детей даже в тех ситуациях, где тяжелая степень поражения интеллекта, дети учатся элементарным навыкам самообслуживания, - отметила зампред.
Также зампред и министр оценили работу единственного в области отделения для детей с физическими недостатками и сохранным интеллектом, которое было открыто в Комплексном центре социального обслуживания населения города Саянска в июне 2009 года. Как пояснила Валентина Вобликова, многие годы дети с сохранным интеллектом, но с физически ограниченными возможностями здоровья проживали в домах – интернатах для детей с умственной отсталостью.
- Благодаря открытию такого отделения ребята, которые проживали в учреждениях социального обслуживания, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, получили доступ к общеобразовательным программам. Каждый ребенок не зависимо от его здоровья имеет право на образование, - подчеркнула зампред.
Как пояснил Владимир Родионов, отделение рассчитано на шесть мест. В настоящее время для одной из девочек работники центра помогли восстановить кровную семью, и ребенок проживает у бабушки. Сейчас в отделении живут и учатся четыре ребенка, из них два малыша дошкольного возраста и двое находятся на индивидуальном обучении, к ним приходят преподаватели из средней школы №4 Саянска.
Как отметила Валентина Вобликова, положительно оценив результаты работы отделения за четыре месяца, в отделении для детей с ограниченными физическими возможностями и сохранным интеллектом в Саянске необходимо рассмотреть вопрос об увеличении количества мест.
- Это шанс для таких ребят получить свою путевку в жизнь, приобрести образование, социализироваться, а индивидуальный подход позволяет в прямом смысле слова каждому из них встать на ноги, - подчеркнула зампред.