Все золото Олимпийских игр 2012 года в программах велосипедного спорта достанется сборной России, если будут использованы спортивные велосипеды новой конструкции, разработанные изобретателем из Бурятии Юрием Петровским.
Телеграмма такого содержания ушла из Улан-Удэ в Москву, в общественную приемную Владимира Путина. “МК” встретился с бурятским изобретателем.
— В молодые годы я активно занимался велосипедным спортом и, работая в инструментальном цехе Улан-Удэнского приборостроительного объединения, имел возможность изготавливать некоторые велосипедные узлы и детали по своим чертежам, — рассказывает Юрий Антонович. — Сначала, конечно, я просто копировал зарубежные аналоги, но с ростом мастерства стал вносить свои принципиальные изменения в конструкцию спортивных велосипедов.
— В чем суть ваших разработок?
— В пояснительной записке к проекту узлов спортивного велосипеда, направленного в общественную приемную Владимира Путина, я пишу, что в связи с ограничением нижнего предела веса спортивного велосипеда на первое место в конструкции выходит именно техническое усовершенствование узлов и деталей велосипеда, что как раз и повышает коэффициент полезного действия системы “человек-велосипед”. То есть выигрывать можно уже не за счет легкости и физических данных спортсмена, а за счет большей эффективности самой конструкции велосипеда. Я предлагаю его совершенно новую модификацию. Принципиальные изменения внесены мной и в руль, и в колесо, и в раму, и в тормоза, и в педали… Это будет велосипед нового поколения, превосходящий лучшие зарубежные образцы.
— Почему вы решили, что ваши разработки улучшат показатели?
— Я сам поклонник велосипедного спорта, являюсь мастером спорта СССР, усовершенствованные мной некоторые велосипедные узлы я изготавливал, устанавливал и проверял их как в тренировочных, так и в соревновательных условиях. Получал высокий результат, что однажды вдохновило меня на стремление поделиться своими разработками с производителями велосипедов в стране. И вот в 1979 году я получил приглашение от главного конструктора Харьковского велосипедного завода Николая Сухина.
— Почему именно — Харьковского?
— В то время в СССР это был единственный завод, на котором изготавливались гоночные велосипеды. Окрыленный надеждой, что некоторые мои изобретения могут улучшить конструкцию гоночных велосипедов, приблизив их к мировым стандартам, я приехал в Харьков. Николай Сухин встретил меня радушно, сказал, что хотел бы использовать мои новинки в гоночном велосипеде “Чемпион-шоссе”, которые они выпускали по специальному заказу для ведущих гонщиков страны. Особенно его заинтересовали чертежи втулки (кассеты) заднего колеса — на удлиненной ступице расположен комплект ведомых шестеренок. Сухин предложил мне оформить совместную заявку на изобретение…
— То есть просился в соавторы?
— Да. Однако на другой день меня на завод не пропустили — по личному указанию главного конструктора. Сухин просто не мог позволить, чтобы какой-то самоучка из Сибири оказался лучше всего его конструкторского бюро. Так было присвоено одно из моих изобретений, являющееся сегодня неотъемлемой частью любого современного гоночного велосипеда.
— И что было дальше?
— Однажды меня попросили показать все мои велосипедные новинки главному конструктору Центрального конструкторско-технологического бюро велостроения СССР Панину. ЦКТБ не входило в состав велосипедного завода, считаясь автономным конструкторским бюро по производству опытных экспериментальных образцов гоночных велосипедов марки “Тахион” для сборной команды СССР. Панин не только оценил все мои изобретения, но даже предложил место своего заместителя с переездом в Москву на постоянное место жительства. Конечно же, Панин сам не мог решить такой вопрос, и скоро мы встретились с олимпийским чемпионом по велоспорту, главным тренером сборной команды СССР Виктором Капитоновым. Капитонов тоже оценил мои конструкторские решения, и он вместе с Паниным стал хлопотать перед спортивными чиновниками за мой перевод в Москву. Однако не вышло.
— Что произошло?
— Я до сих пор не могу понять, что именно тогда произошло. Никаких объяснений я не получил. В 1980 году я перешел на тренерскую работу, окончил всесоюзные курсы повышения квалификации тренерских кадров при Омском институте физкультуры. За время работы тренером подготовил более десяти мастеров спорта СССР, а в 1988 — чемпиона первенства СССР среди молодежи. В это же время решил написать кандидатскую диссертацию по велостроению, сдал два экзамена по кандидатскому минимуму, но не смог найти институт, где у меня могли бы принять экзамен по специализации. На этом моя научная карьера закончилась…
— А карьера изобретателя?
— Чтобы понять, не устарели ли мои велосипедные новинки, я подал три заявки на изобретение в патентное бюро России и получил три патента. Летом 2006 года я обратился непосредственно к президенту олимпийского комитета России Леониду Тягочеву. Вот уж, думал, кто должен был кровно заинтересован в высоких результатах сборной России по велосипедному спорту. Я рассказал ему о возможностях повышения спортивных достижений на предстоящих Олимпийских играх в Пекине. Он внимательно изучил мои патенты на изобретения, признал их полезными, попросил снять копии чертежей и вдруг начал уговаривать меня передать ему все права на изобретения, и что только в этом случае он сможет внедрить новинки на современные спортивные велосипеды.
— Вы отказались?
— Не то чтобы отказался. Разговор просто не был закончен. Других попыток связаться со мной Тягочев не предпринимал. На этом в моих попытках производства велосипедов нового поколения со спортивными чиновниками высокого ранга была поставлена точка. Что касается Олимпийских игр 2008 года, то, как известно, сборная России как на шоссе, так и на треке выступила значительно хуже предполагаемых прогнозов.
— Вам должно быть жалко, что ваши изобретения не находят выхода в реальное воплощение?
— Конечно. Но, думаю, не все потеряно. В настоящее время к моим изобретениям проявили интерес некоторые зарубежные фирмы из Чехии и Италии. Но сначала дождусь ответа от председателя “Единой России” Владимира Владимировича Путина. А также от сенатора Виталия Малкина, которому я тоже написал письмо. Что касается местной спортивной власти, то от председателя агентства спорта Бумбошкина мне уже пришел ответ.
— Какой?
— Никакой! Дескать, очень интересно, но возможностью заниматься внедрением разработок не располагаем. Хотя я просил заняться не внедрением, а лоббированием в агентстве спорта России.
— Вы сами верите в эффективность своих разработок?
— Конечно! Вся история взаимоотношений с чиновниками от спорта доказывает, что мои изобретения имеют ценность. Их все время хотел кто-нибудь присвоить. На усовершенствованном мной велосипеде в 2006 году я лично выиграл кубок России в Москве.
— Почему бы вам не собрать велосипед из узлов вашей конструкции и не показать его чиновникам от спорта, как говорится, вживую? Чиновники увидят, пощупают руками…
— Хороший специалист сразу разберется, в чем суть новинок, лишь взглянув на них. Я боюсь, что в этом случае их у меня просто украдут.
— Чем вы занимаетесь сейчас?
— Я работаю над усовершенствованием спортивных луков. В Бурятии это перспективный вид спорта. Уже запатентовал одно изобретение. С луками работать проще — не так много нужно средств и усилий, чтобы внедрить мои разработки на практике.
— Спасибо! Желаю успехов!
Станислав Белобородов
<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://mk.burnet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3298&Itemid=12>"МК в Бурятии"</a></p>