Получив свыше уникальнейший туристический ресурс в виде нетленного тела хамбо-ламы Итигэлова, мы до сих пор не сумели им воспользоваться
Бойкот по всем статьям
Туризм — наша последняя надежда на сильную экономику, повсеместную занятость и достойную жизнь. Власть клянется, что изо всех сил стремится в это прекрасное далеко, пишет программы и концепции, выделяет помощь. Но — вот парадокс! — самый главный туристический ресурс Бурятии, “саркофаг” с Драгоценным телом главы буддистов России, не упомянут в этих программах ни единым словом. Этой достопримечательности, заворожившей весь мир, нет на сайте республиканского агентства по туризму, между прочим, главном туристическом сайте “Туризм и отдых в Бурятии”.
Вскользь, без единой фотографии, упомянуто об Итигэлове в последнем официальном издании путеводителя “Бурятия”. На эту тему в школах не проводят уроки, не читают в наших институтах лекции. Узнать дни поклонения нетленному телу из официальных источников невозможно. Найти для своих же гостей туристические маршруты, связанные с жизнью необыкновенного ламы, нельзя. Притом, что именно в Бурятии работает единственный в стране институт буддологии и тибетологии СО РАН, а также ВАРК, ни один ученый муж из этой гвардии так и не удосужился заняться изучением данного вопроса. Да что ученые, мы сами, живущие от чуда в 30 км, знаем об этом чуде куда меньше, чем любой турист. В то время как олигархи, звезды всех мастей, государственные мужи и прочие знаменитости уже открыто толпами едут в Верхнюю Иволгу, чтобы просто постоять рядом с тайной, наша власть делает вид, что все это нас не касается. Вместо того, чтобы обеспечивать инфраструктурой, гостиницами, питанием, информацией эту самую Верхнюю Иволгу, куда уже сейчас стекаются тысячи туристов, иными словами, извлекать дивиденды от уже работающего ресурса, мы совершаем нечто противоположное. Начинаем развивать Байкал, север и прочие места, где даже в июле местные женщины ходят в рейтузах с начесом, где рентабельного туристического потока пока явно нет и еще неизвестно, будет ли. Мы либо глупы, либо слепы, либо находимся под воздействием какого-то еще более непонятного явления.
Как состоялось чудо
Будем честны, между республиканской властью и традиционной буддийской сангхой, официально владеющей телом, черная кошка пробежала еще до прихода хамбо-ламы Итигэлова. Отношения не сложились настолько, что известие о чуде некоторые члены совета при президенте Леониде Потапове объявили шарлатанством, актом вандализма, несущим заразу населению, и даже “приколом” буддистов. Правда, в дальнейшем, когда в гостях у “шарлатанов” перебывал весь цвет правящей российской верхушки в штатском и в погонах, никто открыто таких заявлений себе уже не позволял. Прошло семь долгих лет, феномен так и не получил объяснения, но признал весь мир, а в Бурятии по сути ничего не изменилось. Без сомнения, и сегодня наша власть спокойно могла бы подписаться под письмом, которое 27 мая 2005 года пришло в “МК” в Бурятии” из недр комитета по межнациональным отношениям, связям с общественными, религиозными объединениями и информацией. Председатель комитета в ответ на опубликованную тогда статью “Живой Будда” написал следующее: “Да, местные власти не оказывают содействие… содержание, охрана, уход за святыней целиком возложены на плечи сангхи и общественной организации “Институт пандито хамбо-ламы Итигэлова…”. Конституция РФ гласит о том, что “религиозные объединения отделены от государства”. Поиски, раскопки и последующие работы производились сангхой без уведомления и получения разрешения госорганов. У других концессий, в том числе и на территории республики, также имеются святые мощи и церковные религии (какие? интересно знать. — Прим. авт.), однако они не просят помощи от государства в их охране и содержании. То, что никто в Бурятии не обращается в институт пандито хамбо-ламы Итигэлова с просьбой чтения лекций, так это их проблемы… В республике зарегистрировано 980 общественных организаций, которые также ведут значимую общественную деятельность и выделять государственные средства такой недавно организованной общественной организации, как институт хамбо-ламы Итигэлова, было бы нелогично”.
Возможно, еще вчера святыню можно было рассматривать исключительно как достояние буддистов, но сегодня это не так. Феномен ламы, победившего смерть, стал известен в мире без чьей-либо особой помощи, без копейки государственных денег и, чего уж там, без какого-либо нашего участия. После визита к Итигэлову Чубайса и его чудесного спасения в момент покушения несколькими днями позже, инкогнито или открыто здесь перебывал весь гламур и официоз страны. Побывал, надо признаться, не без пользы для себя. Рашид Нургалиев через несколько месяцев после посещения Драгоценного тела хамбо-ламы стал главой МВД, Юрий Ехануров (через год) — премьером Украины. Сергей Иванов, приехавший в дацан во время отпуска, вскоре был назначен первым вице-премьером. Когда гостям недавнего Байкальского экономического форума сообщили, что их визит к Итигэлову не запланирован, что свой визит согласовали только работники Совета Федерации, все 900 человек, стоя на пороге дацана, начали возмущаться и кричать, что их обманули, что они приехали сюда только затем, чтобы взглянуть на единственного в мире человека, сумевшего победить смерть.
24 августа 2009 года Иволгинский дацан посетил президент России Дмитрий Медведев. Понятно, что приехал он в Бурятию совсем не ради совещания по вопросам социально-экономического развития регионов Сибири, не ради Байкала и чего-то еще. Первое лицо государства в своем рабочем графике поставило приглашение хамбо-ламы Аюшеева, визит к святыне и чаепитие с ламами делом номер один. Какое еще нужно доказательство, довод, убеждение, что из уникального для страны и Бурятии ресурса республики пора бы уж начать извлекать выгоду и желательно в экономических показателях.
В шаге от Клондайка
По данным института пандито хамбо-ламы Итигэлова, Иволгинский дацан в 2002 году посетило 3 тыс. человек, в 2003 году — 20 тыс., в 2004 году — уже 200 тысяч. В 2008 году таковых здесь было уже 620 тыс. человек, причем знатоки утверждают, что в дни поклонения 30-40% туристов из-за наплыва посетителей к святыне так и не попадают. Именно их могли бы утешить туристические маршруты по местам, связанным с жизнью и деятельностью пандито хамбо-ламы. Причем маршруты можно было проложить как тут же, в Иволгинском районе, где Итигэлов родился, пас коров, был настоятелем дацана, так и в Хоринском, где он учился, в Селенгинском и Кяхтинском районах, где с 1911 по 1917 гг. была его резиденция. Для этих людей могли бы здесь работать гостевые дома и кафе (летом в Верхней Иволге невозможно снять комнату даже за приличные деньги), экскурсоводы, сувенирные лавки, информационные центры. Мало того, что всего этого до сих пор нет и, судя по настроениям наверху, еще долго не предвидится. По официальным данным республиканского агентства по туризму, за 9 мес. 2009 года Иволгинский район с целями туризма посетило всего 510 человек, что на целую сотню (!) меньше аналогичных показателей предыдущего года. Судя по официальным отчетам, никакого столпотворения вокруг Итигэлова не было и нет. Наши туристические потоки, полные богатства, текут где-то в других местах, только вот где?
Татьяна Никитина.