Михаил Карасев: Управление собственностью не терпит спешки

Региональная структура, которая занимается управлением областным имуществом, существует в Иркутской области с 1991 года. В свое время она работала в форме комитета, департамента, агентства. В начале октября исполнилось два года со дня образования в составе правительства Приангарья министерства имущественных отношений. О новых формах работы и планах ведомства в интервью газете «Областная» рассказал министр имущественных отношений региона Михаил Карасев.

В поисках неучтенного имущества

– Михаил Николаевич, министерство выполняет очень большой объем функций по управлению областным имуществом, в чем они заключаются?

– Губернатором области перед министерством поставлена задача – сделать управление имуществом максимально прозрачным, понятным и эффективным. В нашей компетенции находится достаточно большое количество вопросов, прежде всего это вопросы имущественного и земельного блоков, вопросы учета, то есть ведения реестра объектов областного имущества.

Блок имущества включает в себя управление пакетами акций, областными государственными унитарными предприятиями, учет и содержание имущества областных учреждений, его распределение, списание и многое другое. Наша задача заключается в том, чтобы имущество было надлежащим образом оформлено, чтобы не допускать утраты, чтобы все своевременно оформлялось, и не было нарушений законодательства.

Мы управляем земельными ресурсами: ведем учет и оформление участков, на которых располагаются областные госучреждения, занимаемся переводом земель из одной категории в другую, также по областному закону предоставляем земельные участки, собственность на которые не разграничена, для строительства в Иркутске. Занимаемся контролем, выявляем случаи, когда имуществом управляют неэффективно.

– Сегодня есть понимание, каким именно количеством собственности обладает область?

- Конечно, все, что находится в собственности региона, должно быть учтено. Но полной картины пока нет. Иркутская область очень большая, неоднородная. Есть населенные пункты, где учет имущества велся неплохо, а есть – где отвратительно. Кроме того, из федеральной, муниципальной собственности нам часто передаются объекты, и не всегда в хорошем состоянии, с точки зрения оформления документов. Оформить все сразу мы не успеваем.

Всего сейчас на балансе областных учреждений находится более 5,6 тысячи объектов недвижимости общей площадью 3 миллиона квадратных метров. Из них право собственности зарегистрировано на 2,2 тысячи. У нас сейчас действует программа инвентаризации объектов недвижимости, земельного фонда, ее планируется завершить к 2013 году. Большую работу выполняет недавно созданный в министерстве отдел контроля. Специалисты выезжают в территории, находят объекты, которые были построены, допустим, еще лет 10–15 назад, но их «забыли» зарегистрировать. За прошлый год было проведено более 40 проверок, проведен контроль имущества балансовой стоимостью почти 10 миллиардов рублей. В общем, ставим на учет, прирастаем.

Результат – это не только прибыль

– Федеральный центр поручил регионам избавиться от непрофильных активов. В областной собственности сегодня таких много?

– Формально следуя правилам, мы можем избавиться вообще от всех активов, но к этому поручению нужно подойти с умом. Я был на совещании Минэкономразвития, где отчитывались субъекты РФ, и было понятно, в каком положении находится область по сравнению с другими регионами. Многие субъекты РФ владеют акциями более сотни предприятий, очень серьезных и прибыльных, объекты недвижимости исчисляются миллионами квадратных метров. Думаю, поручение федерального центра в первую очередь относится к ним.

Что касается определения профильности, то формально критерий очень простой: есть полномочия, задачи, которые закреплены законодательством, если областные предприятия им соответствуют, значит, они остаются в собственности, если нет – должны быть реализованы. Но не все так просто на практике. Регион большой, с суровым климатом, своими трудностями. Областным учреждениям порой приходится брать на себя выполнение каких-то задач, чтобы обеспечить выживаемость людей, качество жизни.

Допустим, «Облкоммунэнерго», «Дорожная служба» решают социальные задачи, работают не только там, где прибыльно, но и где просто необходимо. Или, взять, к примеру, «Искру». Сложное, неприбыльное предприятие, но избавиться от него, значит, лишить людей свежих и качественных овощей и зелени на столах.

– То есть получение прибыли не является основной целью управления областной собственностью?

– Изначально цель любой коммерческой организации – это прибыль. Но поскольку она может оцениваться как в относительных величинах, так и в абсолютных, то ее можно считать по-разному. Можно просто высчитывать, какой доход получен в этом году, а можно оценивать в целом, к примеру, какую экономию осуществили за счет деятельности этого предприятия, пришлось ли выделять деньги из областного бюджета на то, чтобы гасить те или иные проблемы.

– Каковы доходы от управления областной собственностью?

– От сдачи в аренду областного имущества регион получил за восемь месяцев 47,7 миллиона рублей. Это меньше, чем в прошлом году, тогда было около 61 миллиона рублей. Причиной снижения стала реформа государственных учреждений, теперь по закону средства от аренды объектов поступают не только в бюджет области, но и в бюджеты автономных учреждений, на балансе которых находятся.

От приватизации объектов за прошлый год область получила 8 миллионов рублей. В этом году приватизацию не проводили. Скажу откровенно, не так много у нас имущества осталось, поэтому мы включаем его в план приватизации по мере необходимости.

Дивиденды от акций предприятий, находящихся в областной собственности, дают около 7 миллионов рублей в год.

– Как складывается ситуация в областных предприятиях, кто работает с положительным результатом, кто находится в трудном положении?

– Из 20 обществ и унитарных предприятий, принадлежащих области, за прошлый год 15 получили прибыль и пять были убыточными. По итогам 2009 года прибыльных было 12, убыточных – восемь. Положительная динамика налицо. В прошлом году общая выручка составила более 7 миллиардов рублей, почти на 20% больше, чем в 2009 году. За первое полугодие этого года сумма выручки превысила 3 миллиарда рублей. Наибольшая рентабельность была у ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (17%).

– Как вы оцениваете эффективность работы предприятий?

– Нужно уточнить, что мы понимаем под эффективностью. Это не только деньги, которые получает бюджет, это еще и выполнение набора задач, которые ставятся перед каждым предприятием. Например, Облжилкомхоз выполняет важную задачу, связанную с реконструкцией котельных, предприятие находится в серьезной инвестиционной фазе, понятно, что говорить о безусловной прибыли пока не приходится.

Мы стараемся оценивать динамику, создана специальная система отчетности, разработаны критерии оценки эффективности управления имуществом, которые позволяют нам оперативно следить за деятельностью каждого предприятия. Так, применение балльной оценки показало, что за прошлый год из восьми ОАО, 100% акций которых принадлежат области, одно общество использует имущество эффективно, шесть – удовлетворительно, их можно отнести к стабильно работающим обществам, одно общество неэффективно. Такая же методика применяется и для оценки эффективности деятельности исполнительных органов унитарных предприятий.

Уже исходя из этих показателей, можно как-то влиять на ситуацию, повышать эффективность работы. Например, меняя менеджмент. Но мы стараемся делать это аккуратно. Вообще, управление имуществом – это процесс неспешный, здесь не может быть быстрых решений. Но если есть какая-то перспектива по выводу предприятия из кризисной ситуации, мы на это идем. Пример – «Автоколонна 1880», долгое время была в минусе и вот показала положительный результат, пусть небольшой, но мы уже видим динамику, видим, что прибыль пошла в кассу предприятия, что менеджмент настроен работать открыто. Здание автовокзала реконструировали, а полтора года назад об этом даже речи не было.

Инвестиции на выгодных условиях

– В этом году минимущество начало применять в области такой способ привлечения инвестиций, как концессия. Механизм не новый, но большого опыта его применения пока нет.

– Опыт пока нарабатывается, но наши коллеги из других регионов уже активно интересуются нашей практикой. Очевидно, что договор концессии является намного более интересным для государства, чем договор аренды. Задача арендатора лишь вовремя вносить платежи, более того, он не заинтересован в том, чтобы улучшать объект аренды. Потому что у нас в основе аренды рыночная оценка. Если он берет рухлядь, потом ее реконструирует, ремонтирует, приводит в надлежащее состояние, то объект растет в цене. Соответственно, растет и арендная плата, при этом неважно, что все это сделано за счет арендатора, закон есть закон. А вот концессия интересна тем, что в договоре уже есть обязательства по строительству или реконструкции объекта. При этом плата концессионера установлена в минимальном размере, кроме того, у него отсутствует ряд расходов, связанных с содержанием, он не должен платить налоги и иные платежи как собственник. Концессия выгодна и государству, ведь оно получает восстановленный объект.

Другое дело, что к ней пока относятся немного с недоверием. Есть и свои проблемы, к примеру, некоторые инвесторы говорят, что 20 лет (так закон ограничивает сроки договора) это слишком мало. Или хотели бы, чтобы потом объект перешел в собственность. Пока закон не отвечает на эти вопросы. Но мы рассматриваем концессию как очень перспективное направление и видим, что интерес к ней появился.

– Почему в первую очередь на концессию стали передавать муниципальные объекты ЖКХ?

– Очевидно, что эта сфера требует больших инвестиций. А у местных властей таких средств нет. Конечно, самим муниципалитетам искать концессионеров сложно, поэтому по объектам ЖКХ мы сделали площадку для поиска инвесторов. Уже вышли на концессионные соглашения по котельным в Усольском и Братском районах. Мы надеемся, что местные главы вместо того, чтобы постоянно просить субсидию у областного центра на ремонт котельных, начнут искать инвесторов. Тогда мы получим снижение расходов областного бюджета, и в то же время люди будут обеспечены качественными коммунальными услуги, которые, кстати, за счет модернизации могут стать и дешевле.

– Местные власти прониклись вашими идеями?

– В основном, да, но кто-то еще предпочитает работать по старинке, субсидию выбивать и шантажировать правительство тем, что люди могут замерзнуть.

– Круг объектов, который может быть передан на концессию, ограничен?

– Закон о концессионных соглашениях дает четкий перечень объектов, но он достаточно широкий. Речь здесь может идти и об объектах социальной инфраструктуры, и об объектах жилищно-коммунальной сферы, котельных, водоканалах, электрических сетях. Также в концессии могут быть дороги, исторические объекты.

Кстати, по памятникам архитектуры мы вообще пионеры. Мы нашли инвесторов на объекты в Иркутске, которые были в разрушенном состоянии. К примеру, здание на Степана Разина, 18а, скоро мы получим этот объект в первозданном виде, при этом сохранится его функция как объекта соцкультбыта, и что очень важно, мы не утрачиваем права собственности.

– Сколько в него вложит концессионер, в договоре прописано?

– Оговаривается конечный результат, что мы должны получить здание в определенном состоянии, отремонтированном и отреставрированном согласно охранным обязательствам. Срок этой концессии составляет 15 лет, но по условиям договора здание должны привести в порядок за полтора-два года. И мы будем жестко контролировать исполнение обязательств.

– Если здание в плохом состоянии, то чем оно интересно инвестору?

– Тут каждый инвестор сам для себя решает. Это может быть хорошее проходимое место, возможно, то, что это памятник, будет привлекать дополнительное внимание потребителей его услуг. А для кого-то из инвесторов это просто престижно, такая форма меценатства.

– Как выбираются концессионеры?

– По конкурсной процедуре: кто предложит лучшие условия, тот и победил. Мы выставляем те условия, которые считаем существенными, например, сроки, то, что мы хотим видеть в конечном счете, оплату по концессионному соглашению.

– Претенденты активно реагируют на предложения?

– Все зависит от объекта, где он находится, что собой представляет, нюансов много. Сейчас мы плотно работаем с министерствами, ищем новые объекты. В Иркутске есть много проблемных объектов, которые государство, к сожалению, пока не способно содержать, а инвестор может оживить, и мы получим хороший синтез. Это и есть та самая настоящая форма государственно-частного партнерства, о которой мы так много говорим.

– Вы как-то говорили об идее объединять в один лот прибыльные и неприбыльные объекты, это возможно?

– Так работают во всем мире. Когда крупные холдинги, компании, которые занимаются, допустим, строительством аэропортов, приходят на строительство суперприбыльного объекта, государство дает им, так сказать, в нагрузку строительство аэропорта в небольшом городке, который заведомо не будет доходным. Общая прибыль все равно перекроет издержки на этот объект. Тот же подход может применяться и в ЖКХ. Неправильно, если инвестор придет только на лакомые куски и не будет заниматься теми объектами, которые заведомо убыточны и разрушены. Почему бы, заинтересовывая инвестора интересным объектом, не давать ему какие-то другие объекты, объединяя их в один лот. Конечно, эту идею надо продвигать с большой осторожностью, потому что есть риск, что инвестор может просто не пойти. В законе такого способа пока нет. В других субъектах практика есть, но она основана на политическом ресурсе, мы же хотим, чтобы это стало четким, системным и прозрачным механизмом.

Мы уже подготовили предложение по внесению изменений в федеральный закон о концессиях, хотим предложить посмотреть его экспертам, если будем поддержаны, после этого представим его губернатору, чтобы он выходил с соответствующей законодательной инициативой.

– Предполагается ли с помощью концессии строить новые объекты, например, дороги?

– Такой механизм возможен. Пока примеров у нас нет, но надеемся, что в ближайшее время появятся. Концессия – очень старый механизм, известный чуть ли не с Римского права. Широко применяется во всем мире, в том числе и для привлечения инвесторов в строительство дорог. Но для нас это пока очень сложный вопрос. Это показал опыт Санкт-Петербурга, где на условиях концессионного соглашения велось строительство Западного скоростного диаметра. Дорога – объект протяженный, идет по разным участкам земли, которые имеют разных собственников, урегулировать все отношения очень сложно. Конечно, через какое-то время мы придем и к таким вариантам. Потом надо понимать, что инвестор придет только на такой проект, который ему выгоден. А будет ли выгодно инвестору строить дорогу? Если только это будет платная дорога. В Иркутской области не все механизмы, которые заложены в законе о концессии, пока могут быть применимы, но зато другие уже четко работают.

Работы еще много

– Как прошла реформа бюджетных учреждений?

– Дать оценку результатам реформы можно будет только в следующем году, после завершения переходного периода. Пока же могу сказать, что мы эффективно отработали. Задача ставилась большая: сверить перечни имущества, закрепленного за реформируемыми учреждениями, согласовать уставы. На сегодня в области создано 506 областных госучреждений, подведомственных разным министерствам. Все министерства работают с нами слаженно, сейчас реформирование находится в завершающей стадии, хотя ряд вопросов еще не решен, но в сроки мы укладываемся.

– Остается актуальным вопрос разграничения полномочий по распоряжению земельными участками в Иркутске. Какова ваша позиция?

– Наша практика не единична: многие российские регионы взяли на себя полномочия по распоряжению участками из состава земель, находящихся в госсобственности. Причем не только по предоставлению участков под строительство, как в Иркутской области, но и для других целей, в том числе под эксплуатацию зданий. У нас решения по предоставлению участков обсуждаются в земельной комиссии при губернаторе с участием городской администрации, депутатов Заксобрания. Это обеспечивает прозрачность и гласность процесса. За этот год решением правительства при согласовании с мэрией под строительство было предоставлено около 70 участков.

Я уверен, что решения по развитию областного центра не могут приниматься без участия региональных властей. Самым правильным способом управления земельными ресурсами является наше партнерство с городом. Если мы будем в постоянной конкурентной борьбе, то ничем позитивным для города это не закончится.

– Каковы планы ведомства на ближайшую перспективу?

– Сейчас мы активно расширяем сферу контрольной деятельности, увеличиваем географию, если раньше это был только Иркутск, то сейчас мы ездим по другим городам, районам.

Будем и дальше добиваться повышения эффективности работы наших акционерных обществ и областных государственных унитарных предприятий.

Конечно, продолжится инвентаризация земельных участков и областного имущества, в том числе на территории Иркутска. Мы планируем активизировать работу над законодательством. Министерство разрабатывает ряд законопроектов, которые должны существенно повлиять на сферу управления областным имуществом. Как известно, уже в первом чтении рассмотрен и принят законопроект «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области».

Кроме того, мы готовим концепцию по управлению земельными ресурсами в Иркутской области. Пока, я бы сказал, у нас отсутствует рынок, земля, как экономическая категория, не рассматривается. Мы хотим создать открытый, прозрачный рынок распоряжения земельными участками. Честно скажу, эта концепция рождается в больших спорах, многие проблемы запущены настолько, что их невозможно решить быстро, нужна системная работа. Но, думаю, что в ближайшее время мы с привлечением общественных организаций, союза строителей области, саморегулируемых организаций сможем выработать единую позицию в этой сфере. Будет создана информационная база, организован учет, разработаны условия предоставления, условия регулирования процедур оборота. Эта концепция потребует разработки ряда законодательных и подзаконных нормативных актов, то есть работы впереди еще очень много.

Конечно же, будет продолжена работа по развитию в регионе государственно-частного партнерства посредством заключения концессионных соглашений.

Автор: Анастасия Дерягина

Фотограф: Лариса Федорова

"Байкал24" опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ