Новая экономика Приангарья ждет инноваций

На прошлой неделе эксперты регионального отделения клуба политического действия «4 ноября» обсудили перспективы создания в Иркутской области новой экономики. По общему убеждению участников встречи, она будет нераздельно связана с инновациями. И хотя основная часть дискуссии свелась к разговору о сложности ситуации (Иркутск пока вкладывает в инновации из расчета 3 рубля на жителя), эксперты предложили свои пути достижения инновационной экономики. Главное – верно расставить приоритеты и проявить инициативу. В первую очередь эксперты ждут модернизации городского хозяйства и ЖКХ.

Копейки на новое

Несмотря на замечания одного из участников встречи, что все доступные данные по расходам на инновации «причесаны и подогнаны под необходимые показатели», озвученные в ходе заседания цифры подтвердили: затраты на новые технологии пока далеки от желаемых. Как рассказал начальник управления по стратегическому развитию и инновационной деятельности администрации Иркутска Евгений Семенов, для оценки уровня затрат муниципалитета на развитие инноваций берутся наиболее полные и объективные показатели: это расходы от суммы доходов предприятия и затраты в расчете на одного жителя. Оказалось, что доля расходов на инновации в бюджете столицы Приангарья составляет 0,016%. А вложения в инновации составляют 2,93 рубля в год в расчете на каждого иркутянина.

Эти цифры Евгений Семенов сравнил с показателями городов-лидеров. Так, в Новосибирске доля средств, направляемых на инновации, в общем бюджете составляет 0,14%, а на каждого горожанина приходится 27,5 «инновационных» рубля. В Томске эти показатели составляют 0,12% и 19,17 рубля.

В этом году муниципальный бюджет выделил на поддержку инновационной деятельности 1,7 млн рублей. Столько же, по словам начальника управления, было и в прошлом году. Из-за ограниченности финансов муниципалитет направляет их на те проекты, которые находятся в высокой степени готовности, чтобы получить заметный результат.

– Средств явно недостаточно, поэтому по поручению мэра мы сейчас занимаемся пересмотром основных положений муниципальной программы по развитию инноваций и подготовкой предложений к увеличению финансирования, – сказал Семенов.

По его словам, депутаты городской думы также уже высказали предложение зафиксировать в местном бюджете долю инновационных расходов. Если эта планка будет закреплена на уровне 0,1% от общего объема доходов, то сумма затрат на инновации должна будет вырасти более чем в семь раз.

Сырьевой ресурс или тупик

Еще один показатель оценки эффективности поддержки инноваций – доля новой технологичной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Как рассказал Евгений Семенов, в Томской области она составляет 19,5%, в Новосибирской – более 15%. Сравнивать данные по регионам с показателями по муниципалитетам некорректно, но для наглядности чиновник привел и цифры по Иркутску: у нас в 2009 году доля инноватики составляла 1,7%, на 2010 году целевой показатель – 1,84%.

– Если посмотреть проект программы социально-экономического развития Иркутской области, в 2009 году этот показатель равен одному проценту, целевой показатель на 2015 год – пять процентов. Непонятно, на что мы будем тратить деньги, если эффективность этих вложений будет оцениваться приростом в 3,5–4%.

Генеральный директор ООО «Центр «Атом-инновации» Алексей Козьмин был более категоричен. По его словам, секторов той самой новой экономики на сегодня в Иркутской области нет.

– Новая экономика – это более высокая переработка первичной продукции, соответственно более высокая добавленная стоимость, заработная плата и налоги в бюджет региона. Это точно не крупные корпорации, скорее это средний бизнес, который будет заметен на областном уровне, – заявил эксперт. – Сейчас Иркутская область – это промышленный регион, в котором каркас экономической системы составляют базовые отрасли первого цикла переработки. Алюминий-сырец, химическая продукция, целлюлоза, энергетический комплекс. И эта система свой ресурс практически выработала. Какой следующий шаг будет сделан областью? Разговоры об этом ведутся уже десять лет, но к единому мнению мы так и не пришли. Пока по рейтингу инновационной активности на начало года Приангарье находится в группе отстающих и занимает десятое место с конца вместе с Республикой Карелия, Чукоткой и Еврейской автономной областью.

Реальное применение

Однако такая категоричность не говорит о бесперспективности. По оценке эксперта, промышленные предприятия области, за исключением единичных, узкопрофильны и не могут обеспечить достаточный спрос на свой инновационный продукт. Поэтому спрос на инновационную продукцию должно обеспечивать государство. Как считает Алексей Козьмин, наиболее подходящим сектором для этого является городское хозяйство и в целом ЖКХ.

– Города на сегодня стали главной площадкой для внедрения инновационных технологий, это мировая практика. Все ведущие корпорации представляют технологии для городского хозяйства – водоснабжения, очистки сточных вод, тепло-, электроснабжения. Вопрос: Иркутская область в состоянии обеспечить этот спрос? У меня ответ положительный. Объем средств, который выделяется ежегодно на реконструкцию и реформирование ЖКХ, впечатляющий. И он отличается от тех денег, которые выделяются на инновационные проекты.

Кстати, Иркутск уже придерживается такого направления. Как отметил Евгений Семенов, в муниципальной программе поддержки инноваций приоритет отдается в том числе проектам, относящимся к сферам городского хозяйства. Но, видимо, пока их реализация не очень заметна.

– В Иркутске есть система управления уличным освещением в зависимости от погоды и количества машин? Есть система автоматической диспетчеризации автотранспорта и оповещения людей на остановках о времени прибытия следующего автобуса? – спросил Алексей Козьмин. – Неужели в XXI веке город не может этого сделать?

Теоретически может. Но, как пояснил Евгений Семенов, «решение покупать новое или старое – это не воля мэра или распределителя средств». Есть законодательные рамки, которые ограничивают местную власть.

Подход властей

Но закон не догма, возразил вступивший в разговор министр имущественных отношений Иркутской области Михаил Карасев. Он предложил муниципалитетам активнее обсуждать и предлагать изменения в законодательство, которые будут способствовать внедрению инноваций и улучшению жизни людей.

Тот же принцип касается и взаимодействия с бизнесом. Власть готова содействовать экономической активности компаний, но речь идет не о прямом лоббировании интересов, а создании условий, причем бизнес в этом процессе также должен участвовать.

– У нас работает стереотип: мы все проблемы пытаемся решить через власть, – считает Михаил Карасев. – Но говоря о формировании в Иркутской области новой экономики, необходимо говорить о создании в регионе условий, при которых власть будет максимально дистанцирована от проявления гражданских инициатив. Главное, не мешать реализации экономической активности жителей региона, а напротив, оказывать максимальное содействие, создавать все необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса.

Как отметил министр, будет гораздо эффективнее, если бизнесмены будут не докладывать чиновникам о своих трудностях и проблемах, а сами предложат их решения. Нужно обсуждать не что делать, а как делать, подчеркнул он.

Автор: Анастасия Дерягина



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ