Свет буддизма в Усть-Орде

Главным событием минувшей недели для буддистов Байкальского региона стало открытие дацана Тубдэн-Даржилин в столице Усть-Ордынского Бурятского округа, поселке Усть-Ордынский. О величине торжества можно было судить по одному лишь визиту в округ главы Буддистской традиционной сангхи России XXIV Пандидо Хамбо Ламы Аюшеева, а также представителей дацанов Республики Бурятия, Усть-Ордынского и Агинского бурятских округов. Буддисты не скрывают своих надежд, связанных с открытием дацана в окружной столице, и открыто призвали западных бурят переходить в их религию. Готовы ли на это коренные жители Усть-Орды, исповедующие шаманизм, узнавала корреспондент «Восточного формата» Евгения Липина.

Крупнейший в Восточной Сибири дацан открыт в столице Усть-Ордынского Бурятского округа. Фото Евгения Иващенко

Enlarge

Крыльцо дацана устлано ковровой дорожкой, ведущей к центральному входу. На крыльце установлена звуковая аппаратура. Ламы в традиционных оранжево-красных одеяниях и артисты в национальных бурятских костюмах занимаются последними приготовлениями. Возле здания толпятся жители поселка: старики, дети, молодежь. Все ждут прибытия главного действующего лица — Хамбо Ламы Аюшеева.

Вместо назначенного на девять часов утра молебен, посвященный открытию дацана, начался около десяти, как только приехал глава Буддистской традиционной сангхи России. Поднявшись по ковровой дорожке на крыльцо, он первым вошел в дацан, за ним проследовали ламы, почетные гости, журналисты и фотографы. Остальных же в помещение запустили только после того, как ламы заняли свои места на деревянных скамьях за небольшими деревянными столиками, а Хамбо Лама уселся в позе лотоса на высокий резной стул. У противоположной к выходу стены находится своего рода алтарь, где установили статуи Будды, повесили танки (в переводе с тибетского — «свитки») с изображениями буддийских божеств, а также зажженные свечи, пиалы с молоком и сладости.

Пришедшие заняли свои места на скамьях, расставленных вдоль стен. Хамбо Лама первым произнес слова молитвы на тибетском языке, и ее тут же подхватили ламы. Слова молитвы слились в один гул, который из колонок, установленных на крыльце, разносился по всей территории дацана и даже за ее пределами. В помещении людей становилось все больше. Усть-ордынцы заходили, искали свободные места, не найдя, оставались слушать молебен стоя. Кто-то стоял в дверях, на крыльце, либо рядом со зданием. Многие заходили внутрь, протиснувшись через толпу, шли к столику в левом углу дацана, где вынимали из сумок и пакетов молоко в тетрапаках, сладости, фрукты и бумажные листки, в которые были завернуты деньги. На листках же значились имена и фамилии тех, кто вносил подношение: чтобы позже местные ламы в своих молитвах упомянули и их.

Большинство присутствующих были представителями коренной нации — бурятами, за редким исключением. Многие слушали молебен, сложив перед собой ладони, иногда воздевали их вверх, касались лба, затем губ и вновь опускали к груди. Когда один из лам взял с алтаря чашу с тармой (подношение, которое готовится из жареной муки с добавлением меда, молока и масла — ВФ) и стал предлагать ее людям, те охотно отщипывали кусочки и пробовали, стараясь не уронить на пол ни крошки.

Те же, кто уходил, не дождавшись окончания молебна, три раза обходили здание дацана по движению солнца. Считается, что этот ритуал приносит удачу и исполняет желания, если совершать его с добрыми и чистыми помыслами и искренне верить в его силу.

Какая разница?

Я тоже не стала ждать завершения молебна и вышла из дацана пораньше. Обходить здание не стала, а подошла к двум посетительницам, которые стояли тут же. Обе бурятки, и обе — преклонного возраста. На мой вопрос, каково их отношение к тому, что в Усть-Орде открылся дацан, одна из них, представившаяся Галиной Александровной, сказала, что для поселка это событие большое, потому как целый год шло строительство, и много людей приложили свои силы, чтобы оно вовремя завершилось.

— Молодец наш Саян-Лама, — отметила Галина Александровна.

— А кто это? — спросила я.

— Наместник дацана или как еще их называют? — настоятель, может быть. Он очень старался, много работы сделал. Мы в прошлом году здесь закладывали строительство, так он привез специальную чашу, которую заложили в фундамент здания. И мы тоже тогда здесь были.

— Но вы же шаманисты?

— Да, шаманисты, но дацан посещаем. Говорят же, что бог один, а религий много. Сюда же и русское население, христиане, тоже ходят.

— Понимаете, буддизм, это же не просто религия, а учение, которое несет людям свет и знание, — вдруг подключился к нашей беседе молодой парень, стоявший рядом. — Все мы идем к свободному обществу, и люди должны избавиться от внутренних страхов. И буддизм этому способствует.

— А вы шаманист? — вновь задала я вопрос, который затем повторяла не единожды, общаясь с другими участниками торжества.

— Да, шаманист. Я просто интересуюсь главными мировыми религиями.

— И буддизм среди них выделяете?

— Нет, не выделяю. Просто эта религия несет философию, которая мне интересна.

Молодого шаманиста, интересующегося буддизмом, зовут Николаем Ербахаевым. Ему 23 года, он живет и работает в Иркутске и не имеет ничего против распространения на его малой родине буддизма. «Бурятам вообще свойственна терпимость по отношению к остальным верам, да и ко многому другому, — делится Николай. — Мы и русских нормально встретили, когда они пришли в Сибирь. А буддизм во многом близок к шаманизму, я считаю».

Позже я выяснила, что настоятели дацанов на самом деле называются шарите-ламами. В Усть-Ордынском дацане эту должность занимает тот самый Саян Гундупов, о котором говорила Галина Александровна, не пожелавшая открыть свою фамилию. Саян-Лама рассказал, что на усть-ордынскую землю он приехал в 2002 году и долгое время жил, почти никому не известный, в районе реки Кудинка.

Там он понемногу принимал людей, а затем решил переселиться поближе к усть-ордынцам. В 2005 году построил небольшой дом на участке, недалеко от въезда в поселок, стал вести прием.

Спустя какое-то время он обратился с просьбой оказать финансовую поддержку в строительстве дацана к братьям Алексею и Владимиру Дмитриевым. Первый является генеральным директором ЗАО «Харанутская угольная компания», второй — депутатом Законодательного собрания Иркутской области. Оба согласились помочь. Помогали и местные жители, которые несли именные брусья, подписанные собственноручно, и даже участвовали в возведении храма. Поэтому стройку можно смело назвать народной.

Владимир Дмитриев свою готовность оказать помощь буддистам объяснил как желание поддержать коренное население. Казалось бы, причем здесь коренные жители, ведь они исповедуют другую религию? Однако и на это у депутата нашелся свой ответ.

— Я считаю, что буддизм — это одна из древнейших религий, которая не отрицает ничего. Она приемлет все и не отрицает ни одной из религий. Главный ее посыл — это прежде всего доброта, всепрощение, — говорит Дмитриев.

— А вы буддист? — спросила я.

— Нет. Некоторые говорят, что у нас нет религии, а есть вера — языческая, называется шаманизм, — ответил он.

— Однако вы решили посодействовать приверженцам иной религии…

— Да. Наверное, я скажу такую непат­риотическую вещь, но после объединения с Иркутской областью от округа ничего не осталось. Хочется поддержать коренное население. Я все-таки бурят. Хотя, если вы посмотрите, здесь сегодня собрались представители многих религий. И в строительстве дацана принимали участие все религии. Здесь главное — думать о том, что мы можем дать людям сегодня, в тяжелой ситуации.

— Какую сумму составили ваши финансовые вложения? Мне называли цифру в четыре миллиона рублей…

— Четырех миллионов хватило бы только на один забор, — смеясь, сказал депутат. — Все, что мы вложили, вы видите здесь. Много. Не будем об этом. Какая разница?

Саян-лама позже признался, что строительство дацана обошлось в 5-7 млн рублей.

И смех, и слезы

Молебен завершился в 12 часов, и уже через час на стадионе поселка Усть-Ордынский состоялся торжественный концерт, посвященный открытию дацана. Открыл мероприятие Хамбо Лама Аюшеев. В своей приветственной речи, очень эмоциональной и длинной, он назвал бурятскую нацию неделимой, но при этом отметил, что сохраниться и получить развитие она может, только когда станет единой. «У моего народа есть будущее! — заявил вдруг глава Буддистской традиционной сангхи России. — Нас объединяет институт Пандидо Хамбо Ламы. Западные буряты, если вы хотите чувствовать себя комфортно, будьте буддистами! Буддизм — это цивилизация!»

Надо отметить, на присутствующих усть-ордынцев речь главного буддиста России произвела сильное впечатление. Представители местной власти были намного скромнее в своих приветствиях и всего лишь поздравили жителей поселка с открытием дацана. Из всех выступивших выделился разве что Владимир Дмитриев. Депутат областного парламента не удержался и, видимо, расчувствовавшись от торжественности момента, прослезился. Впрочем, тут же взял себя в руки и произнес очень краткую речь: «Мы сказали, что сможем, и сделали это».

После официальной части мероприятия состоялся небольшой концерт. Завершился этот вдруг свалившийся на головы усть-ордынцев праздник соревнованиями по бурятской вольной борьбе, стрельбе из лука и конными скачками. Вместе с представителями дацанов в Усть-Орду в тот день приехали спортсмены. Организаторы и спонсоры торжества не скупились: призовой фонд для победителей составил 600 тысяч рублей.

Быть двуверию

Сегодня в поселке Усть-Ордынский проживают около 16 тысячи человек. Основное население — русскоязычное, и только порядка 30% — буряты, которых еще называют иркутскими или западными. Издревле западные буряты исповедовали шаманизм, и, только с приходом в Сибирь русских, некоторые коренные жители стали принимать крещение и брать славянские имена. В советские годы, когда религия попала под запрет, многие шаманисты, несмотря на риск быть репрессированными, совершали обряды и жертвоприношения, молились, как их тому учили предки. Хотя многое за тот период было потеряно и забыто. С приходом перестройки и ослаблением коммунистической идеологии у людей стали меняться духовные ориентиры. Большинство местных жителей избрали для себя основной духовной опорой родную древнюю веру предков — шаманизм. Немало стало и тех, кто выбрал православие и ламаизм. И сегодня среди прихожан Усть-Ордынской церкви можно увидеть некоторое количество представителей коренной нации. А теперь среди западных бурят все чаще встречаются буддисты.

Координатор общественной шаманской организации «Сахилган» Александр Хантуев считает, что со временем, по-видимому, все больше будет распространяться двуверие. Собственно, и в настоящее время многие, соблюдая традиции шаманизма, исполняя обряды по канонам древней веры, посещают дацаны, обращаются к ламам. «Каждый человек сам, по велению собственной души, выбирает, каким богам поклоняться, — говорит он. — Не думаю, что с открытием дацана и распространением буддизма буряты отвернутся от религии своих предков: она заложена в крови, в генах, и сегодня все больше людей стремятся к родной вере. В двуверии ничего плохого, наверное, нет. Единственное, чем оно может грозить шаманизму — некоторые ритуалы могут быть утрачены последующими поколениями. Люди не смогут читать молитвы на своем родном языке, ведь в буддизме их читают на тибетском. Буддизм — древняя религия, она старше других конфессий, и половина человечества ее исповедует. Однако не должно быть конфронтации. Каждый волен сам выбирать свою веру».

Автор: ЕВГЕНИЯ ЛИПИНА.

"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ