Причиной трагедии в Крымске стало шоссе

В этом уверен авторитетный ученый Лев Десинов. Специалист изучил снимки и по ним проанализировал обстоятельства, приведшие к недавней трагедии на юге России.

По мнению Льва Десинова, основной причиной катастрофы наряду с природными факторами стала дорога, проложенная над долиной реки Адагум. Шоссе образовало дамбу. Когда колоссальный объем воды прорвал спонтанно образовавшуюся плотину, гигантская 7-метровая волна ринулась на Крымск и затопила его.

Напомним, обрушившийся неделю назад на юг Краснодарского края страшный удар стихии загадал ученым нелегкую загадку. Как возникла — вдали от берега, у подножия горы — крутая стена воды высотой почти с трехэтажный дом.

Разгадку нашел один из известных российских ученых в области изучения поверхности нашей планеты Лев Десинов. Специалист детально изучил снимки Крымска и его окресностей, сделанные с борта Международной космической станции. Съемка велась вскоре после катастрофы, а именно 9, 10 и 11 июля. Всего с орбиты передали 144 детальных и обзорных фотографии района. Ученый пока использовал 34, но ему уже стала понятна картина в целом.

По словам Льва Десинова, Крымск расположен на берегу реки Адагум. После сильных дождей на реке нередко образуется паводок. К вечеру 6 июля в районе Крымска выпало 65 миллиметров осадков. Они превысили норму впитывания в грунт. В ночь с 6-го на 7-е сильный ливень добавил еще 156 миллиметров. По оценкам, объем воды, которая дошла до Крымска, составлял около 50 миллионов кубометров. На космических снимках хорошо виден след паводка, пронесшегося по реке Неберджай, которая, сливаясь с другой рекой — Баканкой, образует упомянутую ранее Адагум.

Однако этот паводок еще не вызвал крупных разрушений. Много было разговоров в Крымске о Неберджайском водохранилище. Ученый изучил снимок водохранилища. Оно наполнено водой, которая доходит до края плотины. Но сама плотина не имеет повреждений. И другие водохранилища тоже выдержали натиск стихии.

По мнению ученого, на пути к Крымску потоки воды встретили первое серьезное препятствие — насыпь железной дороги и мост. До города отсюда — 2,2 километра. Для мчащейся воды оставался проем между опорами моста — 30 метров. Этот проем быстро заполнился мусором, образовав что-то похожее на дамбу. В конце концов увеличившийся в объеме поток прорвал преграду, и паводковая волна дошла 6 июля к 22 часам 30 минутам до города. Но это еще не вызвало серьезных разрушений.

Однако ливень к 23 часам усилился, и новые массы воды устремились к городу. Насыпь железной дороги опять стала препятствием для бушующего потока. Все повторилось. Это заметно ухудшило ситуацию, однако не стало главной причиной катастрофы.

На южной окраине Крымска от трассы А-146 перпендикулярно к ней и поперек реки Адагум отходит шоссе. Его высота над уровнем реки — около 7 метров. Вот здесь и наступил критический момент. Дорога на протяжении 800 метров фактически образовала дамбу. Ворота для пропуска воды были как будто большими — 80 метров, но и этот широкий проем стал забиваться крупным и мелким мусором и в конце концов оказался полностью перекрыт.

Появившаяся плотина задерживала бушующий поток, вода поднималась все выше и выше. Когда колоссальный объем воды прорвал спонтанно образовавшуюся плотину, гигантская 7-метровая волна (напомню: 7 метров — высота шоссе над уровнем реки) ринулась на город и затопила его. Ширина бешено несущегося вала превышала 800 метров.

Паводок накрыл более половины площади Крымска. Вот так около 3 часов ночи 7 июля в городе и произошло катастрофическое наводнение.

Таким образом, по мнению Льва Десинова, основной причиной катастрофы наряду с природными факторами стали препятствия в виде двух инженерных сооружений. Но главное препятствие — конечно же, шоссе, проложенное над долиной реки Адагум.

На вопрос о том, можно ли было предвидеть такое катастрофическое развитие событий, ученый говорит, что это вне его компетенции. Однако, Лев Десинов считает, что при прокладке шоссейных и железнодорожных насыпей в районах, где бывают сильные паводки, необходимо делать более широкие ворота для пропуска мощнейших потоков воды. Это все поддается расчету.

"Байкал24" по материалам



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ