Рецепт против Ангарского двоевластия

Ангарским двоевластием занимались многие, много и безрезультатно. Пришло время заняться им вновь, и хотелось бы, чтобы на сей раз результативно. Сформирована рабочая группа, но о ее работе несколько позже.

А мешает ли двоевластие, или эта проблема надуманная? Представьте себе, что Ангарск посетила добрая фея. Кто эта фея? Да хоть кто! Например, Галина Рудникова. Или Светлана Кажаева, которой даны полномочия мэра АМО, главы города, двух Дум и лишь одно ограничение – она не имеет права нарушать закон. Задача простая – увеличить количество мест в детских садах. Уверяю вас, она не справится с этой задачей. Саму задачу она найдет среди полномочий и вопросов местного значения района, а вот денег она там не найдет – их там просто нет. Вот если бы добрая фея могла объединить бюджеты района и города, тогда другое дело. Но нельзя: закон «О местном самоуправлении» не позволяет. Жителям Ангарска этот закон не позволяет не только эффективно использовать бюджет (раздвоенный), но и много что еще, и вынуждены ангарчане искать решение своих проблем между властью городской и властью районной.

Может ли быть иначе? Вполне! Жителям Усолья-Сибирского, Свирска, Тулуна и уж тем более Иркутска и Братска и в голову не придет идти за чем-либо к районной власти туда пусть идут жители района. У горожан же есть городской округ, вот к его власти горожане и обращаются.

Ангарск, наряду с Балаково и Нижнекамском, один из трех в России городов-двухсоттысячников, не наделенных статусом городского округа, у нас статус городского поселения.

Можно и давно пора преобразовать Ангарск в городской округ. Надо для этого не много: провести голосование по этому вопросу в городе и других поселениях Ангарского муниципального образования. Что получим в результате? Ангарск станет городским округом, в котором будут мэр, Дума, администрация, бюджет, и все это будет в единственном числе. Ко всему этому будет единый комплекс вопросов местного значения и полномочий. Добрая фея будет не нужна, вопросы, в гораздо большей степени, будет иметь возможность решать власть городского округа. Останется и район, в который войдут Мегет, Одинск, Савватеевка, но не будет Ангарска. У жителей поселений останутся все права, в том числе, если они посчитают нужным, войти в будущем в состав округа, но это вопрос не первого порядка.

Рабочая группа, о которой говорилось выше, рассматривает такой путь преобразования Ангарска. На последнем заседании группы эту точку зрения представляли В. Непомнящий, В. Сухорученко, И. Антонов и автор этих строк. Сразу оговорюсь, что у преобразования Ангарска в городской округ есть противники в Иркутске. Почему? Причина, думаю, одна – зачем областной власти лишние хлопоты в связи с появлением еще одного субъекта на территории области.

Есть еще одна точка зрения на проблему преобразования Ангарска. Не создавать никакого городского округа, а просто объединить две администрации, городскую и районную. Для этого необходимо, что бы городская власть приняла соответствующее решение, и администрация города передала свои полномочия администрации района. Что Ангарск получит в этом случае? Одну администрацию, мэра АМО, главу города и две Думы. Как-то не очень впечатляет эта перспектива, но таков закон. Но и это еще не все. Разделенными останутся и бюджеты, и комплекс вопросов местного значения и полномочий властей. Нетрудно догадаться, что ни глава объединенной администрации, ни добрая фея так и не увеличат количество мест в детских садах и не решат многие другие задачи. Может случиться и такое, что между городской и районной властью возникнут серьезные противоречия по поводу влияния на администрацию. Мало того, что этот способ преобразования не решает ни одну из проблем, так еще и создает новые. Администрация в этом случае формируется по тем принципам, по которым она сегодня сформирована в районе. Администрация во главе с сити-менеджером. Этот вариант не позволяет вернуть непосредственные выборы мэра района. Более того, чтобы осуществить передачу полномочий администрацией города администрации района необходимо изменить Устав города таким образом, как его прошлым летом изменили в районе. Те, кто предлагает этот вариант, предлагают лишить горожан и выборов главы города. И у этого способа преобразования есть противники в Иркутске. Председатель Комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Б.Г.Алексеев высказал опасение, что реализация такого подхода чревата потерей управляемости. Думаю, что опасение не лишено оснований. Тем не менее, и этот вариант рабочая группа рассматривает.

Рабочая группа имеет лишь рекомендательные полномочия. Изначально она создавалась как временная рабочая группа по изучению вопроса преобразования Ангарского муниципального образования в Ангарский городской округ. Присутствие в ней коммунистов мэром не предполагалось, мое появление в этой группе – результат настойчивости фракции КПРФ в Думе АМО. Потом группа вдруг пережила странное преобразование и стала временной рабочей группой по решению проблемы двоевластия в Ангарском муниципальном образовании. Хочется верить, что это сделано для более полного и всестороннего изучения проблемы, а не для того, чтобы продавливать второй, на мой взгляд, вредный и бесперспективный вариант.

Более перспективным видится преобразование Ангарска в городской округ. Сделать это можно двумя путями. Более продуктивно, если власти города инициируют этот процесс. Если город на это не решится, то сделать это может инициативная группа граждан. Коммунисты вполне определенно высказались о своей позиции и готовности сформировать такую группу еще в декабре. Поскольку мы не хотим излишне политизировать решение этого вопроса, то взяли паузу, пока выскажется городская Дума. Паузу пора заканчивать.

С.Бренюк, первый секретарь Ангарского городского отделения КПРФ

"Байкал24" впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ