Кому выгодно, что в самом благоустроенном городе России люди ездят в маршрутках стоя?

Проблема качества пассажирских перевозок существует в нашем городе уже много лет. После того как рухнула советская система общественного транспорта, которая априори была почти безупречна (ибо не с чем было сравнивать), рыночная модель, несмотря на уже довольно внушительный стаж, так пока и не дошла до устраивающей всех кондиции. Простым ангарчанам хочется ездить по-человечески, перевозчикам это не выгодно, шишки собирает городская власть. С конца 1990-х годов до недавнего времени рынок пассажирских перевозок со стороны муниципалитета практически не регулировался. Частники, подхватившие выпущенный ослабевшим государством «руль» общественного городского транспорта, сами взялись за обслуживание существующих и развитие новых маршрутов, дешево и сердито укомплектовали автопарк отечественными микроавтобусами и начали неплохо зарабатывать. Разумеется, не обошлось без борьбы за пассажира и за свое место под солнцем.

Конкуренция, в условиях рынка - явление абсолютно нормальное и даже полезное. Если конечно речь идет о цивилизованном рынке, когда борьба за покупателя осуществляется не с помощью бейсбольной биты, а за счет повышения качества услуг. В Ангарске все было несколько иначе. Мы помним и дикие гонки по городским улицам и драки между водителями на конечных остановках и сожженные «Газели».

Надо отдать должное, горожане ни дня не были лишены возможности хоть как-то добираться до работы или учебы. Мы даже успели привыкнуть к особенностям национального маршрутного такси (которые шокируют иностранцев и считаются при посещении России экстремальной экзотикой). Хотя терпеть безобразие бесконечно не намерены. Общественная приемная администрации города буквально завалена жалобами на плохое качество перевозок. Особенно сильно страдают жители удаленных районов, таких как Китой, Цемпоселок и граждане, имеющие право льготного проезда. Перевозчики же считают, что все нормально, что люди просто «бесятся с жиру».

Годы становления бизнеса пассажирских перевозок не прошли даром, участникам рынка, наконец, удалось обрести некий баланс, по большинству маршрутов ситуацию можно назвать стабильной. Теперь уже никто из маршрутчиков не утапливает педаль в пол, норовя обогнать своего собрата по номеру, на каждом маршруте мы можем наблюдать что-то похожее на расписание движения с почти строгим соблюдением интервалов. Но если спросить пассажиров: счастливы ли они, все ли их устраивает в нынешней системе перевозок, ответ будет однозначен – нет! Проблем еще очень много. И некоторые из них никогда не будут решены, если их оставить на совести частных предпринимателей. Любой бизнес руководствуется одной бесхитростной целью – получение прибыли. Пойти на улучшение качества услуг, на связанные с этим затраты перевозчики готовы только в том случае если в итоге это принесет им увеличение прибыли. А если нет? Пассажиров в нашем городе больше не становится, потому и что-то менять в отлаженной системе перевозок бизнесмены не спешат. На кусок хлеба с маслом им и так хватает. А люди? А люди в данном случае – это сырье. Плотник, небось, не спрашивает у досок, удобно ли им под ножом циркулярной пилы.

Однако ангарчане не доски. И мы способны заставить перевозчиков учитывать и наши интересы.

Вот уже два года в Ангарске реализуется муниципальная программа, нацеленная на развитие пассажирских перевозок, на улучшение их качества. Устранение существующих проблем в этой сфере – один из приоритетов деятельности городской администрации. Глава города определил эту задачу, как одну из основных, жизненно важных для ангарчан, и целенаправленно, последовательно двигается к ее решению. Вот только путь оказался более тернистым, чем это виделось на этапе стратегического планирования. Перевозчики расценили планы администрации привести пассажирские перевозки в порядок, как покушение на их бизнес, как желание выдавить частников с этого рынка. Поводом для подобных опасений стало известие о создании муниципального транспортного предприятия. Впервые речь об этом зашла летом 2009 года, когда Ангарск заключил договор на приобретение в рамках федеральной целевой программы 29 автобусов. Согласно условиям программы, автобусы, приобретение которых на 70 процентов было профинансировано из федерального бюджета, должны быть использованы только для организации муниципального транспортного предприятия. Город не может оставаться без инструмента влияния в столь важной сфере как пассажирские перевозки. Для того чтобы понять – почему, достаточно представить, что один или несколько частных перевозчиков вдруг по каким-то причинам перестанут осуществлять свою деятельность. В этом случае город ждут серьезные социальные потрясения и убытки. Кому захочется сидеть на такой мине? Муниципальное предприятие – страховка именно на подобный случай. Задача городских автобусов затыкать те дыры, где частные перевозчики не справляются или не желают оказывать услуги в объемах, отвечающих реальному спросу. Например, сейчас подобные «бреши» существуют сразу на нескольких маршрутах.

Несмотря на многомесячные переговоры, перевозчики идти навстречу городским властям и пожеланиям жителей не хотят. Количество автобусов средней вместимости, в которых осуществляется перевозка льготных пассажиров, хотя и увеличивается (не без давления со стороны городских властей), но далеко не везде и не теми темпами, которые позволили бы предположить, что острота проблемы перевозки льготников и социальных пассажиров будет решена в ближайшее время. Вместо движения навстречу пожеланиям горожан перевозчики заняли выжидательную, оборонительную позицию. От их имени в городскую и областную администрации летят письма и ультиматумы, попахивающие откровенным шантажом. Бизнесмены не желают уступить ни копейки из своей выручки, что неизбежно, в случае если на маршрутах появятся муниципальные автобусы. Интересы простых горожан при этом ими совершенно игнорируются. Городская власть позволить себе такое отношение не может.

Сотрудничество между перевозчиками и администрацией Ангарска в рамках муниципальной программы длится без малого два года. Впрочем, это сотрудничество больше напоминает конфронтацию, ибо цели «партнеров» в некоторых моментах расходятся категорически. Городу нужно больше автобусов и чтобы все они перевозили льготников, перевозчикам это не выгодно.

Апогеем конфронтации можно назвать пожар, уничтоживший автобазу МУП ЖЭТ-2, в ведение которого поступили приобретенные городом автобусы. В огне погибли 22 новеньких машины, с помощью которых можно было решить значительную часть существующих транспортных проблем. То, что это был именно поджог - следствием установлено совершенно определенно. Кому этот пожар пришелся, как нельзя, впору? Явно не жителям Ангарска, которые до сих пор в часы пик вынуждены по 20-30 минут стоять на остановках и провожать глазами переполненные маршрутки.

Пережив шок от случившегося, администрация города, тем не менее, не отказалась от своих планов. В Ангарске будут качественные перевозки! Отступать нельзя. К неудовольствию некоторых частных перевозчиков появился новый МУП – «Ангарский автобус». Его директором назначен Сергей Вигриянов, хорошо разбирающийся в ситуации специалист, сам возглавлявший транспортное предприятие. Переговоры с расслабившимися было перевозчиками пошли по новому кругу. Вот только найти компромисс пока никак не удается.

Если администрация города в своих действиях последовательна, то перевозчики, мягко говоря, не очень. В ходе совместных совещаний уже не раз стороны приходили к тем или иным конкретным решениям, казалось бы, устраивающим и тех и других. Но уже через неделю-другую перевозчики все достигнутые договоренности отвергают и выдвигают новые требования. По их логике, город должен отдать закупленные на бюджетные деньги автобусы им. Их не устраивает ответ, что это невозможно по закону. Второе требование: навсегда отказаться от идеи создания МУПа, который способен стать для любой из частных фирм реальным сильным конкурентом. Для города такие условия неприемлемы. Автобусы у города есть, МУП существует и он должен быть эффективным. В том числе его эффективность должна заключаться и в стимулировании других участников рынка к развитию. Перевозчиков никто не собирается выдавливать. Любой МУП еще долгие годы будет не в силах в одиночку перекрыть все пассажирские перевозки в городе. Работы хватит всем. Но работа должна быть хорошей! Как уже было сказано в начале, Ангарск – городок что надо. А значит, ангарчане имеют право жить в комфортных условиях.

Святослав НЕКРАСОВ

Информационно-аналитический отдел администрации города Ангарска.

Специально для "Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ