«В наше время такого не было» часто говорят ветераны про дедовщину. Так это или не так я решил разузнать более подробно у ветерана МВД Александра Акимова
Помимо ветеранской общественной работы Александр Васильевич курирует жизнедеятельность «Музея истории ангарского УВД» являясь его смотрителем. Он не просто человек, с богатым жизненным опытом, он еще и участник Русско-Японской войны 1945 года и отец легендарного «ангарского Мономаха» Василия Акимова.
- Александр Васильевич, а правда, что неуставные отношения появились в российской армии сравнительно недавно?
- К сожалению это так. Дедовщина пришла к нам от американцев вместе с частью их культуры. И это при всем уважении к нашим американским коллегам. Я хорошо помню военные годы, когда молодых солдат называли «сынками», а пожилых «отцами» и «дедами» - это было потому что в войну служили солдаты от 18 до 60 лет, отсюда и пошли эти названия, которые сейчас просто извращены.
- То есть драк и не было?
- Почему же, были… и из за девчонок были и когда все одному наподдают – но там же как педагогика была, не до увечий а для профилактики, так сказать коллективное воздействие. Никто после этого в больнице не лежал. Это сейчас если избивают, то обязательно до реанимации. И уж точно не было драк из-за того что солдат первогодок. Таких наоборот, брали под крыло старшие, более опытные воины. Учили и портянки заматывать и постель убирать и оружие чистить. Передать навыки «по наследству» вот что раньше важно было, а не самореализовыватся за счет слабого. Мождет это война так людей дисциплинировала – не знаю. Но как можно обижать товарища, с которым завтра тебе идти в бой? Может быть в последний…
- А когда, по-вашему, дедовщина появилась?
- Так она всегда была – в армии старшие всегда в почете были. Но это безобразие началось, когда офицеры перестали за дисциплиной следить. У нас, например, можно было заработать сутки на гауптвахте только за то, что курсант не поприветствовал курсанта! Потому что так в уставе прописано. Устав это же закон для армии. Поэтому этот беспредел и называют неуставными отношениями. А началось это в конце 80-х, когда в стране был общий бардак. Я хорошо помню, что первыми частями в которых появилась дедовщина – это были танковые войска.
- А почему вы говорите, что это всё от американцев пошло? : ))
- А тогда в 1945 году у них расизм в армии был в почете и негров заставляли делать всю «черную работу» - отсюда и термин этот. Мы еще тогда поражались, что вроде американские ребята такие улыбчивые, общительные, а внутренние взаимоотношения как в крепостничестве там. Затем стали просто подминать слабых, затем первогодок. У них даже в их колледжах система доминирования над новичками примерно такая же. Я про полицию сказать не могу – скорей всего нет, потому что это всё на виду. Кстати когда к нам в Ангарск приезжала делегация американских полицейских, то им настолько наш Музей УВД понравился, что они даже подарили нам фуражку, китель и несколько личных предметов – у нас они лежат в специальной витрине.
- А как пришла идея создания такого музея?
Времена меняются, на смену приходят новые технологии. У нас в музее есть первые рации милицейские, телефоны с круглыми дисками, первые каски и даже форма старого образца – все это когда то принадлежало вполне конкретным людям, нашим милицейским первопроходцам.
- Расскажите про фот этот большой аппарат – что это?!
Это дань уходящему веку. Сейчас в каждом телефоне есть маленькая цифровая камера, а раньше сделать фотографию на месте происшествия – это был сложный, трудоемкий процесс с которым могли совладать только хорошо подготовленные профессионалы с набором вот такой вот техники! Это наш знаменитый фотоувеличитель. Только предназначался он раньше не для печати фотографий, а для того что бы увеличивать снимки следов, улик, и отпечатков пальцев до нужных размеров. Вот такое вот чудо техники по тем временам… (смеется)
- Александр Васильевич, я еще тут вижу стенд памяти, если можно пару слов о нем…
Дело в том, что мы здесь не только храним вещи, рассказывающие нам о тех временах, главное это память о людях, которые стояли у истоков ангарской милиции, которые были в горячих точках, которые погибли, выполняя свой служебный долг. Это «музей людей», про этих героев должны знать. Во-первых, чтобы люди понимали, что идет война с преступностью, а во-вторых, чтобы знали, что за ту спокойную жизнь, которая у вас есть, кто-то отдал очень высокую цену. Именно их имена мы вписываем в нашу «Книгу Памяти».
А. Чехов