Президент Бурятии Вячеслав Наговицын заявил о поддержке проекта строительства храмового комплекса в Улан-Удэ на базе религиозной организации шаманов «Тэнгэри». Строительство по улице Барнаульской, 164а, начнется уже в марте этого года. Об этом «Новой Бурятии» рассказал председатель правления РОШ «Тэнгэри», кандидат психологических наук, шаман Баир Цырендоржиев.
– У нас состоялась плодотворная встреча с главой республики. Вячеслав Владимирович обещал оказать финансовую поддержку при строительстве этого крупного комплекса в восточном стиле, – рассказал «Новой Бурятии» Баир Жамбалович. – Решение о его строительстве было принято в прошлом году на межрегиональной конференции этнических шаманов Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии.
Развитие шаманизма
По мнению ведущих востоковедов Российской академии наук (РАН), шаманизм в Бурятии быстро восстанавливается. Соответственно республика становится одним из ведущих мировых центров традиционного шаманизма.
– Во времена религиозных гонений в советское время часть бурятов, в том числе мои учителя Лубсан Дагба и его сын Данзан, эмигрировали в Монголию. Тем самым они сохранили древние знания, – отметил шаман. – Наша религиозная организация «Тэнгэри» была основана в 2003 году и в настоящее время в ней насчитывается более 100 шаманов из разных регионов. Это хакасы, русские, татары, немцы, якуты, калмыки и т.д. Мы активно сотрудничаем с учеными РАН, наша община является членом Российской академии народного целительства.
Основными божествами традиционного шаманизма в Бурятии являются Вечно Синее Небо и Мать-Земля. Они олицетворяют мужское и женское начала. Кроме того, существуют различные термины для обозначения божеств: бурхан, тэнгэри, эжин и так далее. К земной сфере относятся эжины всей земли (хозяева тайги, крупных рек, локальные хозяева местности). К небесной сфере – небожитель Вечное Синее Небо и Тэнгэри, которые произошли от него, к подземному царству относятся грозное божество Эрлик-хан и его подчиненные. Также существуют бытовые духи и божества.
– Во время обрядов мы обращаемся к духам предков, которые помогают своим потомкам. При этом у каждого рода существуют свои покровители. Чаще всего к шаманам люди обращаются с бытовыми вопросами, – отметил заместитель председателя РОШ «Тэнгэри» шаман Алексей Шолонов. – Приходят и буддисты, и православные, и мусульмане. Это нормальное явление, ведь шаманизм является самой толерантной и лояльной религией. Людям можно помочь путем просвещения. Когда человек становится духовно богатым, то и жизнь становится более осмысленной и легкой.
В настоящее время основной проблемой шаманов считается увеличивающийся отрыв человека от своих родовых корней. «Многие буряты не знают своего языка. В шаманизме главным считается возрождение своих корней, духовных традиций, – отметил шаман. – Кстати, пить алкогольные напитки не является бурятской традицией. До определенного возраста люди не имели права даже пробовать водку. В последнее время молодежь начинает активно интересоваться своей историей, возрождением национальных традиций.
Встреча Сагаалгана
Наиболее крупные тайлганы, когда призывается весь пантеон божеств, проводятся не так часто. В том числе и празднование Сагаалгана. Перед этим праздником шаманы рекомендуют провести в доме уборку, накрыть богатый стол для членов семьи. Особенно приветствуются мясные и молочные блюда. 20 февраля в 18.00 на территории МРОШ «Тэнгэри» будет проводиться обряд Жэл эльгээлгэ (проводы старого года) для того, чтобы все плохое осталось в прошлом году.
– В этот день мы призываем всех богов (13 северных хатов, родовых божества и других). В этот день также проводится обряд Угаал (очищение), чтобы в новый год люди вошли чистыми духовно, – рассказал Алексей Алексеевич. – Будем варить два котла аршана. Один сагаанар (по-белому), а другой хараар (по-черному). Кроме того, на территории будет костер. Этот обряд в дацанах еще называют Дугжууба.
После проводов старого года наступает Буту удэр. А на следующий день – 22 февраля – в 5 утра начнется обряд Уhан луу жэлэй угтамжа (встреча нового года). Шаманы будут просить у божеств благополучия на весь будущий год. Этот обряд будет проводиться в Бурятии в четвертый раз.
Святые места Бурятии
Кроме того, в начале лета шаманы «Тэнгэри» собираются провести крупный тайлган (молебен), посвященный благополучию и процветанию жителей республики и соседних регионов. На мероприятие, которое будет проводиться в Тункинском районе, кроме главы Бурятии, будут приглашены руководители Иркутской области и Забайкальского края. Место для такого большого тайлгана выбрано не случайно – рядом с селом Далахай находится одна из главных бурятских святынь – Белая гора Буха-ноёна Бабая. Буха-ноён считается прародителем бурятских племён булагат, эхирит и хори. Там учеными были обнаружены следы старых кострищ, свидетельствующие, что ранее шаманы там проводили обряды.
– Еще до советских времен в каждом селе были свои святые места. В настоящее время мы возрождаем наиболее крупные из них. Это памятник природы «Табан хурган» («Пять пальцев») недалеко от села Галтай в Мухоршибирском районе, – рассказал Алексей Шолонов. – Около горы Омулевка находится седалище хозяина долины Селенги – Бухэ Баатар ноёна, одного из 13 северных хатов (небесных повелителей, спустившихся на Землю с неба). Бухэ Баатар считается покровителем военных, спортсменов, сотрудников правоохранительных органов. Он дает большую энергетическую силу.
Список наиболее известных святых мест продолжает гора Бархан-уула в Баргузинской долине. По мифологии, гора Бархан-Уула – место пребывания Хажар Саган-нойона, хозяина Баргузинской долины, одного из 13 хатов. В Закаменском районе святыней считается скала в виде наковальни. Однако наиболее почитаемым считается «сакральное сердце Сибири» – остров Ольхон.
– В древние времена, когда проезжали рядом с горой Шаманкой, женщинам не разрешалось не только спускаться, но и смотреть в эту сторону. Ведь Ольхон считается дворцом 13-ти северных хатов. В течение десяти лет там шаманы «Тэнгэри» ежегодно проводят тайлганы, – рассказал Алексей Шолонов. – Также на Ольхоне проводятся Ердынские игры. В старые времена на эту гору поднимались только шаманы-мужчины и совершали тайные ритуалы. Нам повезло, что мы живем рядом с этим островом.
Елена Дамбинова, «Новая Бурятия»
На фото: Председатель правления РОШ "Тэнгэри", шаман Баир Цырендоржиев.