Далай-лама: Лекарство под названием альтруизм

В Тибете принято говорить, что от многих болезней помогает только одно средство ― любовь и сострадание. Эти качества ― наивысший источник человеческого счастья, а потребность в них заложена в самом сердце нашего существа. К сожалению, любви и состраданию давно уже не находится места во многих областях общественной жизни. Эти качества принято проявлять в семье, в собственном доме, а их демонстрация в обществе рассматривается как нечто неуместное и даже наивно простодушное. А ведь это трагедия. В практике сострадания я усматриваю не признак оторванного от реальности идеализма, но наиболее действенный способ соблюсти интересы других людей, равно как и свои собственные. Чем больше мы ― как нация, группа или отдельно взятый индивидуум ― зависим от других, тем выше должна быть наша заинтересованность в их благополучии.



Практика альтруизма открывает перед нами огромные возможности для поиска компромисса и сотрудничества ― мы не должны ограничиваться одним признанием живущего в нас стремления к гармонии.



Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты. Он подобен зернышку: взращивая в себе сострадание, мы одновременно развиваем и другие положительные качества ― умение прощать, терпимость, внутреннюю силу и уверенность, необходимую для преодоления страха и беспомощности. Он подобен эликсиру, ибо помогает преобразовывать неблагоприятные ситуации в благоприятные. Вот почему, проявляя любовь и сострадание, мы не должны ограничиваться кругом семьи и друзей. Неверно было бы также утверждать, что сострадание ― это удел духовных лиц, работников здравоохранения и социальной сферы. Оно необходимо каждому члену общества.



Вне зависимости от того, в какой сфере возникает конфликт, будь то политика, бизнес или религия, альтруистический взгляд на вещи нередко становится единственным способом его разрешения. Порой сами концепции, на которые мы опираемся в своих разногласиях, оказываются причиной проблемы. В такой момент, когда решение представляется невозможным, обе стороны должны вспомнить об основополагающей человеческой природе, которая их объединяет. Это позволит выйти из тупика, и в долгосрочной перспективе каждому будет проще добиться своей цели. Возможно, ни одна из сторон не будет полностью удовлетворена, но если обе пойдут на уступки, то, по меньшей мере, удастся предотвратить новые конфликты. Все мы знаем, что такая форма компромисса ― наиболее действенный способ решения проблем. Почему же мы не пользуемся ею чаще?



Когда я рассуждаю о недостатке сотрудничества в человеческом обществе, то прихожу к одному единственному выводу: причина в неведении, непонимании нашей взаимозависимой природы. Я нередко испытываю волнение при мысли о маленьких насекомых, таких как пчелы. Повинуясь закону природы, пчелы в борьбе за выживание трудятся сообща. В результате, им присуще бессознательное чувство социальной ответственности. У них нет ни конституции, ни законов, ни полиции, ни религии, нет и нравственного воспитания, однако в силу своей природы они исправно трудятся вместе. Порой между ними случаются конфликты, но в целом вся колония выживает благодаря сотрудничеству. Человеческие существа, напротив, создали конституцию, разветвленную законодательную систему и полицейские подразделения; у нас есть религия, выдающийся интеллект и сердце, способное к великой любви. Однако, несмотря на наши многочисленные необычайные качества, мы в действительности отстаем от этих маленьких насекомых; в некотором смысле мы несчастнее пчел.



Приведу такой пример. Миллионы людей живут бок о бок в больших городах, разбросанных по всему миру, и хотя мы не разделены расстояниями, многие из нас одиноки. Некоторым не с кем поделиться своими сокровенными чувствами, и они вынуждены жить в постоянном смятении. Это очень печально. Мы не животные-одиночки, вступающие в связь лишь для продолжения рода. Будь мы такими, для чего было бы строить огромные города? И хотя мы общественные существа, вынужденные жить вместе, нам, к сожалению, не хватает чувства ответственности перед другими людьми. Неужели причина в самом устройстве нашего общества ― в структуре семьи и местных сообществ, на которые оно опирается? Или, быть может, дело в новых возможностях: в машинах, науке и технологиях? Едва ли.



Несмотря на стремительный прогресс, достигнутый человечеством в этом веке, очевидная причина возникшей ныне дилеммы, на мой взгляд, заключается в том, что мы упорно делаем выбор в пользу материального роста [в ущерб духовному]. Мы настолько увлеклись этим, что, сами того не замечая, перестали уделять внимание основополагающим человеческим потребностям в любви, доброте, сотрудничестве и заботе. Если человек нам незнаком, или мы по каким-то причинам не чувствуем связи с отдельным человеком или группой, то просто игнорируем их. Однако развитие человеческого общества целиком основано на взаимопомощи. Человеколюбие или гуманность ― вот наш фундамент. Если мы утратим его, будет ли смысл в стремлении к материальному благополучию?

Для меня совершенно ясно: воспитать истинное чувство ответственности можно лишь развивая сострадание. Только спонтанное чувство сопереживания другим может подвигнуть на то, чтобы действовать в их интересах.

Перевод Заяны Помпаевой

На фото Его Святейшество Далай-лама с паломниками из России



"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ