Сегодня буддисты отмечают «Бутуу удэр» - последний день перед Новым годом

«Бутуу удэр» по-бурятски означает «закрытый», «глухой» или, переводя по смыслу, «темный». Строго говоря, бутуу случается в конце каждого месяца, но особенно отмечается лишь перед Новым годом по лунному календарю.

Само понятие «бутуу удэр» как тридцатого, завершающего дня последнего зимнего месяца, называемого по-монгольски «лавай», часто воспринимают как символ старого года, уходящего в «темноту» времени. Это стык старого и нового.

Традиция проводов старого года называется «бутуулэх». Как и у многих других народов, у бурят перед новым годом, точнее перед бутуу спешили рассчитаться с долгами, будь это деньги, скот или услуги и обязательства. Важно было также помириться с тем, с кем случился разлад или ссора.

Еще за месяц до праздника, а иногда и раньше начинались приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребали весь мусор и сжигали его в юго-восточном направлении. Затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения.

Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шелковые и меховые наряды. Приготавливали подарки. У бурят есть обычай подавать закуренную трубку, дарить платки и куски китайского шелка (хадак), в знак учтивости, дружбы, уважения.

Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые с начищенными бляхами, сбрую и седло.

Хозяйки готовили кушанья и начинали выставлять их на стол во второй половине дня. Садились вечером дня бутуу в полном составе – от стариков до молодежи, всей семьей. Все в нарядных одеждах, застегнутых на все пуговицы, и, согласно древнему монгольскому обычаю, в головных уборах. Начинали с чая, который сначала преподносили огню и богам, а потом хозяйка наливала хозяину дома, затем остальным домочадцам. Архи, молочной водки, удостаивались лишь те, возраст которых перевалил за 50 лет.

Накануне нового года совершается обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): вывешиваются изображения божеств, писанных на холсте. Затем перед божницей становятся яства, зажигаются «зула» (лампады), «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы).

В этот день совершается символический обряд «ломки» или «вскрытия» каких-либо предметов, например, ломается кость барана и извлекается из него мозг, открывается непочатая бутылка молочной водки.

Многие в Бутуу удэр соблюдают строгий пост, отказываясь от употребления в пищу мяса и других продуктов, связанных с убийством живых существ. Эти день и ночь необходимо провести в молитвах.

В дацанах накануне нового года начинаются хуралы (богослужения), посвященные Сагаалгану. Хуралы относятся к чисто церковной деятельности духовенства. Посещение их для мирян – добровольное дело. В последний день старого года Бутуу удэр проводится хурал в честь защитницы Балдан Лхамо – покровительницы Учения Будды в странах северного буддизма. В канун нового года она нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им свое благословение.

Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до шести утра первого дня нового года, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, Балдан Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

Новый год по лунному календарю наступает не в полночь, как в европейской традиции, а утром – с восходом солнца.



"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ