Дороги, которые не выбирают

По качеству автодорог Россия занимает почётное 111 (из 193) место. Со скидкой на наши расстояния, условия и «дураков» мы уверенно обгоняем страны третьего мира. Проблеме, как говорится, триста лет в обед, а правительство России всё ещё ищет новые пути её решения в недалеко забытом старом (речь идёт о возрождении Дорожного фонда.) По мнению многих, почин хороший и нужный, но, пока суд да дело, дороги изнашиваются, ремонтируются, строятся и снова изнашиваются.

Нас, устькутян, конечно, больше волнует состояние городских дорог и участки трассы «Вилюй»: от Братска до Верхнемарково, особенно от Каймоново до Усть-Кута, где, согласно профессиональному сленгу, не дороги, а направления. Нет смысла живописать последние — достаточно выехать из города и пробороздить их самому. Как правило, у опрашиваемых на этот предмет водителей в лексиконе не находится цензурных слов. А, по мнению иностранных обозревателей, сибирская трасса до Якутска считается едва ли не самой опасной в мире. Знают ли об этом избранники народа и ставленники государства? Я думаю, да.

736 миллионов рублей намерено потратить в этом году на содержание и ремонт автодорог министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области (это примерно на 12,5 тыс. км). Из этих денег в рамках программы софинансирования «70/30» (70% выделяет федеральный бюджет, 30 – областной) 27 млн. руб. выделено на приобретение спецтехники для «Дорожной службы Иркутской области». За счёт привлечения федеральных средств на техническое оснащение — общая сумма должна возрасти до 100 млн. рублей. И ещё на 150 миллионов планируется приобрести спецтехнику в лизинг.

Но эти средства, надо разделять и понимать, не идут на обслуживание муниципальных дорог, в частности, Усть-Кута, где финансирование нынче снизилось в два раза по сравнению с прошлым годом. По словам руководителя комитета по капстроительству и капремонту МО «Город Усть-Кут» В.И. Свяжина, на ремонт дорог в городе выделено 7,2 млн. рублей. Их между собой поделили управляющая компания «Ленабамстрой», берущая на себя обязательства по ремонту дорог от «Лены» до посёлка «Паниха», и Усть-Кутский филиал «Дорожной службы области» — от «Лены» до «Мостоотряда» соответственно. На этих участках будет проведён ямочный ремонт плюс по плану предусмотрено, в общей сложности, полтора километра сплошного покрытия в районах Холбоса, Нефтебазы, «ВСЭМ – Солнечная» и около котельной на «Лене-Восточной». Если на момент написания статьи (неделю назад) вопрос начала работ одним из подрядчиков ОКСа ещё находился на стадии рассмотрения, то «Дорожная служба» уже вела ремонт по ул. Некрасова, на объездной дороге. Тем не менее, как заверил меня управляющий трестом «Ленабамстрой» В.А. Макагон, уже в июле можно будет принимать выполненную работу: «Ровно настолько, сколько средств на неё заложено».

И всё-таки осторожный оптимизм внушает складывающаяся ситуация на «нашем» участке федеральной трассы «Вилюй». Доставшийся Усть-Кутскому филиалу «Дорожной службы» в наследство от «Иркутскремдорстроя» участок от Братска до Верхнемарково не вызывал нареканий только у водителей гужевых повозок. На имя мэра Усть-Кутского муниципального образования В.П. Сенина и директора Усть-Кутского филиала ОАО «Дорожная служба Иркутской области» неоднократно поступали жалобы на ужасное качество дороги вследствие небрежного её обслуживания прошлым подрядчиком от жителей и администраций прилегающих к ней поселений. Сейчас, а точнее — с 1 января текущего года, «Дорожная служба» выиграла трёхгодичный тендер у федерального агентства «Прибайкалье» на строительство и обслуживание этого проблемного участка трассы. Вообще наш филиал «Дорожной службы» обрабатывает сеть автомобильных дорог Усть-Кутского района протяжённостью 472 км, из которых 228 км – федеральные, 136 км – региональные и 106 км – прочие областные трассы. На обслуживание всех этих дорог «Дорожной службе» выделено 47 млн. рублей, что в два раза больше, чем за 2009 год, и в процентном отношении «рубль за километр» — в два раза выше, чем в целом по области. Однако, как ненароком обронила информацию директор Усть-Кутского филиала «Дорожной службы Иркутской области» И.Ч. Соболевская, для того, чтобы дорогу на Братское направление привести в надлежащий вид, по грубым подсчётам, нужно 76-78 млн. рублей:

— В соответствии с нынешним финансированием объёмы работ у нас выросли на 260%. Работники филиала перешли на полную трудовую неделю (в прошлом году была трёхдневка). Сейчас «Дорожная служба» технически укомплектовывается. Вместе с ней и мы обновляем свой автомобильный парк. Так, в этом году он пополняется двумя новыми автогрейдерами, экскаватором, автомашиной ДНК-40, а также средствами малой механизации.

Особую сложность, со слов директора Усть-Кутского филиала, представляют работы в зимний и весенний периоды. Рабочим за мизерную, но своевременную плату приходится в любую погоду устранять наледи, пропаривать отверстия труб, очищать кюветы, делать протоки, поскольку именно вода – естественный и злейший враг дорожного покрытия. Немалую лепту в разрушение дорог вносит и пресловутый человеческий фактор, то есть всё, что связано с отходами его производства. Мусор не то что не вывозится на свалки, а вываливается «добросовестными» гражданами и предприятиями в придорожные кюветы, что значительно ухудшает отток воды в паводковый период со всеми разливающимися по трассе последствиями. Ситуацию с паводками осложняет близкое расположение дороги к реке. Рассматривается перенос трассы в некоторых местах выше, за железнодорожное полотно.

— В общем, работы у нас предостаточно, а прибыль… прибыль — потом, главное – выполнить контракт, — подытожила мой меркантильный вопрос Ирина Чеславовна.

Наша же, рядовых граждан, прибыль в том, чтобы хотя бы сравнительно комфортно передвигаться. «В прошлом году, — говорит председатель комитета по жилищной политике, коммунальной инфраструктуре, транспорту и связи администрации УКМО С.И. Макаренко, — нашу трассу изучали представители Иркутского дорожного института «Иркутскгипродорнии» и составили проект на строительство автодороги с укладкой под асфальт; сейчас он (проект) находится на стадии разработки». Не исключено, что мы когда-нибудь доживём и до его реализации. Будем ездить в Братск по современной дороге (к слову сказать у нас в России до сих пор кладут асфальт, который в Европе не используют уже лет 25).

А пока Дума думает о возрождении Дорожного фонда, институты составляют проекты, дорожные службы и тресты латают дыры – не забудьте вовремя оплатить транспортный налог, проверить «ходовую» своего автомобиля… и счастливого вам пути!

Евгений КУНИЦЫН.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ