С 1 сентября 2011 года все учреждения образования Иркутской области должны перейти на новую систему оплаты труда. Для этого из региональной казны будет выделено дополнительно 126,3 млн рублей для областных средних образовательных школ и 322 млн рублей – для муниципальных учреждений. С 1 октября 2010 года в 15 «пилотных» школах отрабатывалось нововведение. В целом новая система оплаты труда учителей зарекомендовала себя неплохо – прибавку к зарплате почувствовали все участники эксперимента.
Экспериментальный Братск
По новой системе оплаты труда (НСОТ) с 1 октября 2010 года работают 15 учреждений образования четырех территорий Иркутской области – в городах Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут и в Братском районе. На увеличение фонда оплаты труда из средств областного бюджета в 2010 году было выделено дополнительно 15,8 млн рублей. Таким образом, зарплатный фонд пилотных школ увеличился на 20%. Кроме того, с ноября 2010 года участвовали в эксперименте четыре муниципальных общеобразовательных учреждений. Это две школы в Усть-Илимске и две – в Братске.
Делегация иркутских журналистов на прошлой неделе побывала в школах Братска, как в «пилотных», так и в учреждениях, перешедших на новую систему оплаты труда совсем недавно. Отзывы учителей и руководителей школ о нововведении минобразования весьма удовлетворительные.
– Новая система оплаты труда заключается в подушевом финансировании, – рассказал Сергей Федоров, директор братской школы № 14, которая внедрила НСОТ с ноября 2010 года. – В каждом регионе устанавливается определенный размер платы за одного ученика в год. В Иркутской области он составляет 23,5 тысячи рублей. В нашей школе обучается 920 учеников, поэтому зарплатный фонд получается приличный. Из него 25% мы выделяем на стимулирующие надбавки. В результате перехода на новую систему средняя заработная плата учителей нашей школы возросла с 14 тысяч 933 рублей до 18 тысяч 147 рублей. По техническому персоналу – с 6 тысяч 692 рублей до 9 тысяч 667 рублей. Заслуженные учителя в нашей школе получают около 30 тысяч рублей.
Напомним, до введения новой системы оплаты труда действовала единая тарифная сетка. То есть базовый оклад начислялся за количество часов, которых по закону 36 в неделю. Но при этом не учитывалось остальное время – подготовка к урокам, проверка тетрадей, родительские собрания, работа с отстающими или же, наоборот, с талантливыми детьми. По новой системе оплаты труда вся вышеперечисленная деятельность учителя оплачивается в виде стимулирующей надбавки. Критерии начисления разрабатываются индивидуально в каждом учреждении образования.
– У нас методика начисления стимулирующей надбавки отличается от модельной, которая предусматривает финансирование работы от количества учеников в классе, – отметил Сергей Федоров. – Система оплаты труда основана на профессиональных квалификационных группах. В итоге учитель думает не о количестве учеников, а о качестве образования. Поощрение педагогов зависит от числа набранных баллов – за отличников, победу на олимпиадах, участие в общественной работе и так далее. В положении школы мы определили критерии отдельно для учителей, технического персонала и администрации. Стоимость одного балла в первой четверти была 60 рублей, во второй – уже 70 рублей. Это зависит от общего числа набранных баллов. Стимулирующая надбавка устанавливается раз в четверть коллегиальным решением.
Как пояснил директор школы, в коллегиальный орган входят руководящий состав образовательного учреждения и 11 методобъединений, созданных по аналогии с университетскими кафедрами. Все надбавки в обязательном порядке подписывает профсоюзный орган. По словам Сергея Федорова, рисовать пятерки для баллов вряд ли кто-то будет, поскольку ведется контроль со стороны руководства школы, департамента образования Братска, министерства образования области. В конце концов, фиктивность оценок выявит единый государственный экзамен.
НСОТ омолаживает кадры
Вообще в средних образовательных учреждениях города Братска, перешедших на новую систему оплаты труда, используются две методики начисления стимулирующей надбавки. Например, в другой «пилотной» школе № 31 количество баллов ограничено. То же самое в учреждении образования № 16, которое перешло на НСОТ с февраля этого года.
– Учитель-предметник может максимально набрать 50 баллов, классный руководитель – 20, – рассказала директор школы № 16 Лидия Афанасьева. – То есть в сумме максимальное число баллов – 70. Но их пока никто не набирал. Критериями являются результативность, участие в инновационной и методической деятельности, внеклассная работа, участие в общественной жизни школы. Положение о критериях – живой документ, который будет совершенствоваться, корректироваться. Цена балла – 79 рублей. Мы ввели лимит потому, что большое количество баллов снижает их стоимость.
Как заметила Лидия Афанасьева, поначалу она была против введения новой системы оплаты труда, поскольку боялась, что это приведет к конфликтности в коллективе. Однако когда директор школы узнала, что НСОТ повышает зарплатный фонд на 20%, согласилась. Как признались сами учителя, новая система не привнесла никаких ссор в их сплоченный коллектив. Все реально почувствовали повышение заработной платы. К тому же в школе № 16 применили необычный подход к начислению стимулирующей надбавки – коллегиальный орган принимает решение о присвоении баллов уже после того, как учителя и остальной персонал сами оценивают свой труд.
– Хотя рано еще говорить о плюсах и минусах новой системы оплаты труда – толком не успели вникнуть, – считает учительница начальных классов школы № 16 Алла Выдрина. – Но зарплату увеличили в среднем на 3–4 тысячи рублей. Например, вместе с классным руководством учитель получал 10–12 тысяч рублей, сейчас 17–18 тысяч рублей. Это ощутимая прибавка, потому что с февраля 2008 года индексации зарплаты педагогов вообще не было. А инфляция, тем не менее, растет. Но хотелось бы иметь зарплату хотя бы на уровне 20 тысяч рублей, так как продукты постоянно дорожают.
Среди минусов системы оплаты труда, по мнению учителей братской школы, то, что стимулирующая надбавка и базовый оклад не учитывают стаж педагога. В результате молодые специалисты получают немногим меньше учителей, проработавших в школе не один год. Зато, как замечают директора образовательных учреждений, в школу стали приходить молодые педагоги.
Новая система невыгодна малым школам
По информации и.о. начальника департамента образования администрации Братска Светланы Митрофановой, в настоящее время на новую систему оплаты труда перешли уже 25 муниципальных общеобразовательных учреждений Братска. Две школы с 1 ноября 2010 года, три – с 1 февраля 2011 года, две – с 1 марта 2011 года, остальные – с апреля текущего года. В семи школах города средняя заработная плата работников составляет 17,2 тыс. рублей (рост 32%), учителей – 19,9 тыс. рублей (рост 37%). Школы выбирались по степени готовности. Так, на сентябрь оставлены учреждения, которые не вписывались в норматив, – нужно было провести оптимизацию штата, направленную на технический и административно-управленческий персонал.
– Наверное, у учителей было больше ожиданий, чем они получили, – считает заместитель мэра города Братска по социальным вопросам Марина Зубакова. – Мы видим сухие цифры, и нам кажется, что динамика хорошая. К тому же были опасения, что разные зарплаты в разных школах вызовут конфликты. Но пока не было никаких обращений и жалоб. В целом же плюсов НСОТ много. И самый важный – работа учителей теперь мотивирована и достойно оплачивается.
Однако есть один нюанс, который пугает администрацию Братска, – в результате подушевого финансирования школ у учреждений с небольшим числом учащихся сформируется очень невысокий фонд оплаты труда. Если раньше средства перераспределялись по школам, то с НСОТ такого уже не получится. По данным экономистов департамента образования, чтобы у школы не было проблем с выплатой зарплат, нужно более 600 учеников. Марина Зубакова рассказала, что сейчас городская администрация рассматривает возможность выделения бюджетных средств на оплату работы вспомогательного персонала малоукомплектованных школ, например, путем заключения договоров с обслуживающим персоналом.
Тем не менее с 1 сентября этого года все общеобразовательные учреждения Иркутской области должны перейти на новую систему оплаты труда. По данным министерства образования региона, с 1 января по 1 мая 2011 года НСОТ внедрена в 252 школах Ангарского, Усольского, Боханского, Жигаловского и других районов. С 1 сентября нововведение появится в оставшихся 822 учреждениях области. Предполагается увеличение средств на оплату труда по новой системе для областных образовательных учреждений – 126,3 млн рублей, для муниципальных – 322 млн рублей.
– Помимо этого, в 2011 году планируется выделение из областного бюджета дополнительных средств в размере 708 миллионов рублей, – рассказал о планах министр образования Иркутской области Виктор Басюк. – Они пойдут на реализацию поручения председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина, связанного с модернизацией системы общего образования и повышения заработной платы учителей до средней по экономике в регионе.
Автор: Елена Пшонко
Фотограф: Алексей Головщиков