Глава буддистов России совершил обряд над экспонатами Российского этнографического музея /РЭМ/ - дарами "нетленного ламы" - двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши-Доржи Итигэлова императору Николаю Второму и членам его семьи, преподнесенными к 300-летию дома Романовых.
Глава Буддийской традиционной сангхи /общины/ РФ Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, который прибыл в Санкт-Петербург для участия в декаде буддийской культуры, специально посетил этнографический музей, чтобы увидеть эти предметы и прикоснуться к ним. Шесть статуэток буддийских божеств из серебра и бронзы и сосуд для священной воды хранятся в Особой кладовой Российского этнографического музея как экспонаты, имеющие особую культурную ценность, сообщает пресс-служба Президента и Правительства Республики Бурятия со ссылкой на ИТАР-ТАСС.
Но совсем недавно было установлено их истинное историческое и сакральное значение. Даши-Доржи Итигэлов в 1913 году преподнес Николаю Второму серебряный сосуд "бумбу" на подносе с изображением 35 дацанов, располагавшихся в Сибири. Супруге императора Александре Федоровне буддисты подарили серебряную статуэтку Белой Тары, поскольку российские буддисты считали воплощением этого божества всех императриц со времен Елизаветы Петровны, официально признавшей буддизм одной из религий Российской империи. Бронзовые статуэтки этого же божества были подарены дочерям императора, а цесаревич Алексей получил в дар серебряную статуэтку Ушнишавиджаи - божества долголетия. По распоряжению императора дары поступили в этнографический отдел Русского музея /ныне - РЭМ/ сразу после их поднесения, однако из-за ошибок в учете в 1930-е годы они были разрознены и случайно попали в другую коллекцию, их сочли "дарами калмыков".
Около года назад сотрудники Этнографического музея обнаружили в архиве записи, подтверждающие принадлежность этих предметов к одной коллекции, а надписи на самих экспонатах подтверждали, что они были подарены императорской семье. Еще большую ценность эти предметы приобретают в связи с тем, что их даритель - двенадцатый иерарх российского буддизма, сакрализован. Даши-Доржи Итигэлов умер в 1927 году, но его тело осталось нетленным, это подтверждено несколькими экспертизами, последняя из которых проводилась в 2002 году. По просьбе главы буддистов России Этнографический музей согласился предоставить коллекцию для выставки в Бурятии летом этого года. Дамба Аюшеев мечтает привезти их во дворец, построенный для хранения буддийской святыни - тела "нетленного ламы", чтобы "показать" ему, что его дары в сохранности, и их почитают. Российские буддисты готовы также помочь в реставрации музейных ценностей, которые стали для них священными.
"Байкал24"