Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) оценили продажи а/м с пробегом в марте и I квартале 2024 г. Относительно февраля рынок заметно вырос. Его объем оказался примерно на 20% больше регистраций февраля, составив 543,2 тысячи автомобилей. Однако «дотянуться» до марта 2023 года (573 тыс. а/м) не получилось. В целом, в первые три месяца текущего года было реализовано 1,37 миллиона машин, на 5% меньше, чем за тот же период в 2023 году. При этом в топ-20 брендов впервые вошла марка Chery, отличившись самой высокой (+37%) динамикой роста среди брендов за месяц. В апреле 2024 года у рынка есть все шансы приблизится к результатам прошлогоднего апреля (564,8 тысячи машин). Этому поспособствует традиционное весеннее оживление авторитейла, рост продаж машин с пробегом через салоны и относительно стабильный курс рубля.
В отличие от рынка новых автомобилей, показавшего в марте текущего года кратный рост объемов, вторичный сегмент продолжал развиваться более равномерно. С учетом большего количества дней в календаре, роста активности дилеров и дистрибьюторов под конец квартала в сделках trade-in, а также увеличения ввоза свежих машин с пробегом в преддверии 1 апреля, общий рост рынка в марте составил почти 20% (+95 тысяч машин) относительно февраля, то есть увеличился до 543,2 тысячи сделок. При этом все вошедшие в топ-20 бренды опять отличились положительной динамикой. У Chery и BMW она была заметно выше рынка, у Lada, Nissan, Chevrolet, Ford и Opel – немного ниже средних значений.
Так или иначе, но в первую десятку самых популярных моделей по-прежнему входят пять машин АвтоВАЗа. Это «семерка» 2107 (12,3 тысячи «штук», +18%), Granta 2190 (11,6 тысячи, +20%), Samara 2114 (11 тыс., +14%), Niva 2121 (9,2 тыс., +17%) и Priora 2170 (9,1 тыс., +7%). Всего по Lada было зафиксировано 132,5 тысячи сделок – на 17% больше, чем в феврале. Несмотря на щедрое наполнение салонов новыми машинами из Тольятти, наибольшее количество сделок на вторичном рынке будет, как и прежде, происходить именно с «ладами». Более чем полвека успешного производства привели к тому, что в России зарегистрировано порядка 12,5 миллионов этих автомобилей. Естественно, что немалая часть из них периодически меняет владельцев.
Среди иномарок по объему регистраций (3,8 миллиона «штук») в России продолжает лидировать Toyota. Ежемесячно именно этот бренд получает наибольшее количество перепродаж в зарубежном сегменте. В марте новыми владельцами Toyota стали 53,9 тысячи человек, на 21% больше, чем в феврале. Локомотивом продаж продолжает выступать седан Corolla (8,7 тысячи сделок, +22%). Но не так далека по объемам продаж и Camry (7,7 тыс., +20%).
Автомобилей марок Kia (33,4 тысячи в марте, +23%), Hyundai (27 тысяч, +22%) и Nissan (25,1 тысячи, +19%) ездит по нашим дорогам в среднем 2-2,5 миллиона «штук» каждой марки. Именно эти «фамилии» продолжают составлять пятерку самых популярных во вторичном сегменте. И едва ли такое положение в рейтинге поменяется на горизонте текущего года. Ближе всего к ним оказался Volkswagen (24,7 тысячи сделок, +21%).
В топ-10 лучших по количеству перепродаж остаются BMW, Chevrolet, Ford и Renault. В этой компании самой яркой динамикой роста отличилась в марте баварская марка (17,1 тысячи а/м, +35%). Сказалось желание наших сограждан приобрести максимальное количество дорогих вседорожников BMW X5 до 1 апреля. В случае покупки этой машины сейчас переплатить уже придется в среднем 1,2-1,5 миллиона рублей. Прочие бренды Европы, Кореи, Японии и России также сохранили в топ-20 свое положение. При этом больше 10 тысяч сделок в марте было у Honda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Skoda и Mazda. В то же время среди Daewoo, Opel и «Оки» владельцев поменяли в среднем по 6-9 тысяч а/м.
Всего с российскими автомобилями в марте состоялось 149,8 тысячи сделок (28% от рынка), с японскими – 137,8 тысячи (25%). Машины немецких марок выбирали 76,4 тысячи клиентов (14%), корейских – 72,5 тысячи (13%).
В свою очередь, в китайском сегменте лидером остается Chery (5,3 тысячи сделок, +37% к февралю). Впервые за всю историю бизнеса в нашей стране в марте эта марка оказалась в рейтинге 20 самых популярных брендов вторичного рынка. Сказался серьезный рост поддержке trade-in бизнеса со стороны дистрибьютора. У автомобилей Geely сменилось в марте 4,3 тысячи владельцев (+26%). И наконец, всё более заметны на рынке автомобили Haval, по которым марте состоялось 2,3 тысячи сделок (+42%). В то же время BYD, Great Wall, Changan, Exeed, Omoda и FAW пока не могут перейти рубеж в тысячу сделок за месяц. В течение марта новых владельцев нашли 18,6 тысячи машин из Поднебесной, что позволили им занять 3,4% от рынка (объем продаж «китайцев» за I квартал составил 43,5 тысячи а/м, 3,2% от рынка).
Всего c января по март было реализовано 1,37 миллиона машин с пробегом, на 5% меньше, чем за тот же период в 2023 году. В апреле еще можно ожидать примерно тех же объемов, что и в первый весенний месяц. Но в перспективе ближайших двух кварталов вторичный рынок покажет не столь позитивную динамику. Скажутся прогнозы по более высокому курсу рубля, росту цен, числа сделок в первичном сегменте и высокая база лета-осени прошлого года.