Земельный передел

В пресс-центре Информагентства «Комсомольская правда – Байкал» состоялась пресс-конференция на тему: «Земельный передел: у кого и почему будут забирать землю сельскохозяйственного назначения»? Участники конференции: заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области Вахрин Юрий Иванович и и.о. начальника отдела регистрации прав на земельные участки Жмурова Светлана Михайловна, рассказали журналистам о землях сельскохозяйственного назначения.

Как известно, земли сельскохозяйственного назначения всегда находились в центре внимания государства, основной причиной этого является продовольственная безопасность страны. С 1 июля 2011 года в отношении долевых земель данной категории вводится оформление конкретных земельных участков в счет земельных долей по измененным правилам, усилится ответственность за их ненадлежащее использование. Кроме этого, вводятся изменения в процедуру принудительного прекращения права пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения. И основной вопрос, интересующий граждан, кто же останется на земельном участке, изначально принадлежащем дольщикам?

В последнее время жители Иркутской области стали в большей степени интересоваться регистрацией права на земельную долю. Полагаем, возможность изъятия земельных участков с июля 2011 года стала поводом такой заинтересованности. Действительно, изменения в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривают понятие «невостребованная доля», речь идёт о землях, которые, по сути, юридически не оформлены дольщиком по использованию (не заключен договор аренды и т.п.). Причины здесь могут быть разные: собственник доли умер, либо просто уехал. Но результат один – земля стоит, сельскохозяйственные организации юридически не имеют прав ею воспользоваться.

Теперь для принудительного изъятия земли есть два основания: первое – это неиспользование земли в течение трех и более лет подряд, второе – ее нерациональное использование. Однако критериев, определяющих это, пока еще нет, но к 1 июля 2011 года они непременно появятся.

И если до внесения изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» полномочия для обращения в суд по прекращению прав на невостребованные доли признавались за субъектом РФ, то теперь за муниципальным образованием – органом местного самоуправления по месту расположения земельного участка.

По данным Правительства РФ в начале 90-х годов прошлого столетия при реорганизации сельскохозяйственных организаций более двенадцати миллионам граждан были выделены доли из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные доли были выделены и жителям Иркутской области, они получили землю в долевую собственность без определения границ или местоположения этой доли на общем земельном участке.

К сожалению, до сих пор не все знают, каков порядок оформления земли в собственность, в частности процедура выдела земельных участков в счет земельных долей, с чего необходимо начать оформление и какие документы потребуются для регистрации права. В связи с грядущим вступлением в силу изменений законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения задача Управления – рассказать об этом, проинформировать граждан о возможных негативных последствиях неиспользования земли или невостребования земельных долей.

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрел два способа выдела земельных участков в счет земельных долей или образования земельного участка: во-первых, в соответствии с решением общего собрания дольщиков и в соответствии с утвержденным проектом межевания земельных участков; во-вторых, без проведения собрания путём письменного извещения о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности, либо опубликования сообщения в СМИ с указанием предполагаемого местоположения земельного участка.

Первые собрания дольщиков в Иркутской области прошли в начале 2009 года в Иркутском районе и до сих пор этот процесс продолжается. Пожалуй, Иркутский район является единственных муниципальным образованием, где наиболее массово выделены земельные участки в счет земельных долей и этот процесс и регистрация прав на земельные участки подходит к завершению. Так, в 2009 году земельные участки оформили 646 дольщиков на общую площадь 4 тыс. 628 гектаров, в 2010 году 265 человек на площадь 1 тыс. 819 гектаров. Практика выдела земельных участков в счет земельных долей по региону сложилась неоднозначно, к примеру, в Усть-Ордынском, Заларинском, Усольском, Черемховском, Тайшетском, Тулунском, Казачинском районах дольщики используют такой способ выдела, как опубликование в СМИ предполагаемых границ своего земельного участка. Другими словами, дольщик, желающий выделить свою долю, в официальной местной газете публикует сведения о границах участка в соответствии с документами, подтверждающими право на земельную долю. А вот в Иркутском, Боханском, Осинском, Аларском районах практика образования земельных участков несколько иная – путем проведения общих собраний участников долевой собственности, на которых утверждаются границы земельных массивов для последующего выдела земельных участков дольщиков. Как правило, инициатива проведения таких собраний исходит от местных администраций, у которых имеются списки участников долевой собственности. В Иркутской области есть и муниципальные районы, в которых ситуация с оформлением земельных долей не сдвинулась с мёртвой точки – это Чунский, Нижнеудинский, Зиминский, Казачинско-Ленский районы, хотя дольщики там также есть.

Для определения границ конкретного земельного участка дольщик должен обратиться к кадастровому инженеру, институт которых начал действовать с 1 января 2011 года. Он подготовит межевой план, на основании которого ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области поставит земельный участок на государственный кадастровый учёт. Затем гражданин может зарегистрировать право на свой земельный участок, выделенный в счет земельной доли.

Во всех муниципальных образованиях региона есть собственники земельных долей, но не все фактические пользователи земли спешат оформить официальные правоотношения с дольщиками и зарегистрировать их в установленном порядке. В чём причина? Проведенный нами анализ показал несколько возможных причин: дорогое межевание – работа кадастрового инженера по составлению межевого плана. Очевидно, что для сельского жителя даже незначительная сумма «бьёт по карману», и не каждый готов заплатить, чтобы оформить право на использование своей доли; во-вторых, боязнь налогообложения. Полагаем, что лучше земельную долю сдать в аренду или продать фермеру, получив с этого доход и способствовать развитию сельского хозяйства в регионе, нежели доводить ситуацию до процедуры изъятия, в конечном счете, оставшись ни с чем. Следует сказать, что на общие собрания дольщиков, как правило, приглашают специалистов по межеванию, сотрудников территориальных отделов Управления Росреестра по Иркутской области, а самое главное, сельхозтоваропроизводителей, которые заинтересованы в землях для осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Одним из нововведений выступает также возможность заключения договора аренды от имени всех дольщиков доверенным лицом, раньше договор должны были подписывать все дольщики.

Таким образом, Управление Росреестра по Иркутской области призывает правообладателей земельных долей оформить свои правоотношения с фактическими пользователями земли и зарегистрировать их. Это необходимо, чтобы доля не была признана невостребованной, по тому основанию, что не было распоряжения ею в течение трёх и более лет подряд. Считаем, что бездействие граждан создаёт препятствия в развитии сельскохозяйственного производства в Иркутской области, ведёт к снижению производства сельскохозяйственной продукции и деградации неиспользуемых земель. Наличие большого количества невостребованных долей не позволяет вовлечь в хозяйственный оборот значительные площади неиспользуемых земель. В связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители не могут использовать эти земли по назначению, не могут их арендовать, либо приобрести доли в собственность для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Поэтому изменения законодательства предусматривают единственный выход – возможность изъятия земли в счет невостребованных долей для дальнейшей передачи фермерам. Напоминаем, что государственная регистрация – это дополнительная гарантия существования права, свидетельство того, что право законно и обеспечивается государством.

"Байкал24" впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ