Иркутские художники и скульпторы вынуждены отказываться от мастерских

Ситуация с мастерскими иркутского регионального отделения Союза художников России обостряется. Художники, особенно пенсионеры, не в состоянии платить льготную арендную плату в связи с ростом коммунальных платежей. В результате от мастерских уже отказались три иркутских автора, среди которых заслуженный художник РФ Николай Башарин, недавно отметивший свой 70-летний юбилей прекрасной персональной выставкой. Об этом на встрече с журналистами на прошлой неделе сообщила заместитель председателя правления иркутского отделения Наталья Сысоева.

– Что такое мастерская для художника? Прежде всего – рабочее место, поэтому аренду мы воспринимаем как плату художника за возможность творить. Обидно, что в этой ситуации, прежде всего, пострадают те, кто внес значительный вклад в развитие Союза. Сейчас у нас 150 членов организации и 80 мастерских. Конечно, может произойти ротация членов Союза, но этот вопрос лежит в морально-этической области, потому что художник работает «пока держит кисть», и если мы лишим его возможности творить, то потеряем огромное количество значимых произведений, – подчеркнула она.

Согласно закону, мастерские иркутских художников должны были до 1 января 2009 года продать с аукциона. Напомним, что эти помещения были построены в 1970–1960-е годы во всех городах СССР. Ранее мастерские находились в безвозмездном пользовании регионального отделения Союза художников. В 2009 году администрация Иркутска нашла компромиссный вариант – КУМИ заключило с Союзом договор аренды по невысоким ставкам, но, несмотря на это, плата за мастерские увеличилась примерно на треть. Кстати, во все регионах Сибири администрации городов нашли возможность передать мастерские на безвозмездной основе.

На сегодняшний день арендная плата составляет в среднем 680 рублей за мастерскую. Однако в связи с ростом тарифов на услуги ЖКХ аренда автоматически повышается ежегодно на ставку рефинансирования. Если добавить к этому коммунальные расходы – в среднем более 2 тыс. рублей, ведь художественные мастерские, как правило, просторные помещения – сумма получается весьма значительная.

– Специфика художественной деятельности в том, что у нас очень дорогие инструменты и материалы: холсты, краски, кисти, – отметил народный художник РФ, действительный член Академии художеств России Анатолий Алексеев. – То есть производственные расходы очень велики, а заработки носят нерегулярный характер. Серьезный заказ может занимать до года, а творческое произведение пишется гораздо больше, например, я пишу картину уже пять лет. Кроме того, все знают, что арт-рынок Иркутска работает не очень интенсивно.

Иркутская региональная организация Союза художников в следующем году отметит 80-летний юбилей, и вклад ее в культуру Приангарья трудно переоценить. О сегодняшнем уровне организации говорит тот факт, что на всероссийской выставке пастелей, которая откроется 25 марта в Омске, иркутский Союз занимает третье место по количеству участников. Кроме того, художники регулярно возят свои выставки по области, занимаются благотворительностью, дарят свои картины городу, не имея стабильного финансирования из бюджета.

– Эта проблема во многом связана с отсутствием базового законодательства о культуре на федеральном уровне, – считает заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Сергей Ступин. – Мы оказываем поддержку Союзу через субсидию, так называемые гранты, но решить вопрос с мастерскими область не может, ведь он в компетенции мэрии.

По словам Натальи Сысоевой, художники обращались за помощью к городским властям, и вопрос уже рассматривался на заседании думы, но был отправлен на доработку.

– Что такое город без художников, без театров, без искусства? – обратился к журналистам заслуженный художник РФ Анатолий Костовский. – Мастерские в советское время построили специально для художников, и плата за мастерские была минимальная. Зато благодаря этому наша художественная школа ценится во всем мире, свидетельство тому мои выставки, которые совсем недавно прошли в Америке с большим успехом.

Кстати, соседний Китай также активно приглашает русских авторов развивать изобразительное искусство Поднебесной, предоставляя им огромные мастерские на безвозмездной основе.

Автор: Елена Орлова



"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ