Мы уже сообщали о скандальном происшествии в Ленском районе Якутии на технологической дороге Витим - Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение, принадлежащей "Сургутнефтегазу". Несколько дней назад предприниматель из поселка Пеледуй пытался с оружием в руках отстаивать право проезда местных жителей по этой дороге. Около десяти часов он отстреливался, пока не кончились патроны и полиция не увезла его с собой.
Этот инцидент вызвал большой резонанс в республике, в которой традиционно вместо дорог - "направления" и "зимники". Поэтому проложенные вдоль нефте- и газопроводов автотрассы нравятся властям и местным жителям в качестве транспортных магистралей. Как показала развернувшаяся в местных СМИ дискуссия, больше всего граждан привлекает дорога вдоль нефтепровода ВСТО, который принадлежит ООО "Транснефть-Восток".
Трасса начинается в районе поселка Верхнемарково Киренского района Иркутской области. По дороге можно доехать до Талакана, Ленска и далее на север Якутии – в Алдан, Олекминск и другие населённые пункты. До прокладки нефтепровода транспортное сообщение осуществлялось только по автозимнику, езда по которому всегда сопряжена с трудностями из-за непростых погодных условий.
Накануне в ООО "Транснефть-Восток" прокомментировали жалобы жителей Якутии, а также заявление заместителя председателя правительства республики Виктора Омукова о направлении соответствующего обращения в ОАО "АК «Транснефть".
В компании отметили, что "нефтепровод – это производственный объект, на который распространяются соответствующие правила промышленной безопасности". Без специального разрешения невозможно беспрепятственно попасть на территорию режимного предприятия и оставаться там. Технологический проезд – это такой же производственный и режимный объект, предназначенный, в первую очередь, для обеспечения беспрепятственного доступа к трубопроводу в ходе его эксплуатации и обслуживания.
Руководство ОАО "АК «Транснефть", понимая социальную значимость круглогодичного автомобильного сообщения для жителей Якутии, еще несколько лет назад обеспечило возможность беспрепятственного проезда по технологическому проезду без взимания какой-либо платы для машин медучреждений, МЧС, государственных органов контроля (надзора), а также правоохранительных органов.
Остальные граждане могут беспрепятственно проехать по вдольтрассовому проезду, подав предварительно оформленное заявление, образец которого, размещен на официальном сайте компании. Заявления об оформлении пропуска для проезда в охранной зоне рассматриваются подразделениями службы безопасности оперативно. Жалоб от жителей, руководства муниципалитетов в адрес предприятия не поступало.
В отдельных случаях возможны отказы в проезде, при этом заявителю подробно объясняются причины. В частности, в проезде может быть отказано, если техника не соответствует дорожным условиям вдольтрассового проезда (не полноприводный автомобиль, клиренс - менее 180 мм); в охранной зоне ведутся технологические работы; движение по вдольтрассовому проезду ограничено ГИБДД в связи с ухудшением погодных (дорожных) условий. Проезд также может быть временно невозможен в связи с проходом крупнотоннажной техники. Так, в 2014 году по трассе перебазировалась буровая техника "Либхер" на тралах, и проезд пришлось закрыть полностью – специализированная техника занимала всю ширину дорожного полотна, встречный транспорт не имел физической возможности проехать.
Плата за проезд транспорта коммерческих организаций носит компенсационный характер, при ее расчете используется затратный метод. Стоимость проезда зависит от вида транспортного средства, его массы, габаритов и др.
Кроме того, в компании отметили, что "за режим безопасности на ВТП, в том числе и за возможные аварии, прямую ответственность несет "Транснефть", а не ГИБДД". Поэтому любое ДТП, в том числе, со смертельным исходом считается происшествием на объекте системы "Транснефть".
В компании еще раз подчеркнули, что вдольтрассовые проезды - это не дороги общего пользования, за которые отвечают местные администрации. При этом, в регионах есть примеры разного отношения властей к своим обязанностям. В одних регионах ищут варианты сохранения транспортной инфраструктуры, вводят ограничения на проезд большегрузов в межсезонье, взыимают плату с тяжелых машин, разрушающих дороги. А в других регионах сетуют на то, что вдольтрассовый проезд нефтепроводчиков гораздо лучше чем альтернативная ему дорога - зимник, который постоянно переметает, если за ним не следить, как следит за своими дорогами "Транснефть".