Из Ленинградской области в Сибирь пойдут составы с отходами АЭС. Рискам, связанным с такой транспортировкой и долговременным хранением, будут подвергаться не только жители Санкт-Петербурга, но и городов вдоль Транссиба.
Сейчас на Ленинградской атомной станции приступили к загрузке 80 тонн отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на специальный поезд, который отправится транзитом в ЗАТО Железногорск (бывший Красноярск-26). Первый «ядерный поезд» может стать началом создания национального, а в перспективе - и международного хранилища ОЯТ на берегу Енисея.
Сейчас в Сосновом Бору скопилось около 40 тысяч сборок с отработанным топливом, которые хранятся в пристанционных «мокрых» хранилищах ЛАЭС. Это 5 тыс. тонн высокотоксичного ОЯТ, оно содержит примерно 35 тонн плутония, что эквивалентно мощности 5 тыс. бомб, одна из которых была сброшена на Нагасаки. Планируется, что к 2025 году на берега Енисея будут перемещены до 22500 тонн ОЯТ с реакторов РБМК-1000. Для этого потребуется до 290 «ядерных поездов».
Атомщики уверяют, что технология перевозок ОЯТ по железной дороге существует много лет, и абсолютно безопасна. Эшелон будут охранять спецслужбы, ОЖД и воинские формирования. Поезд будет литерным – диспетчеры железной дороги сделают все, чтобы он не задерживался в пути.
В свою очередь экологи считают, что спецслужбы и железнодорожники не могут гарантировать безопасность опасного груза. Если ядерный поезд сойдет с рельс, то грозит «грязный» атомный взрыв. Кроме того, нет гарантии и в том, что ядерные отходы не попадут наружу. Отходы упакованы в контейнер. Но как изготовлены эти контейнеры, каково их состояние никто не знает, это закрытый процесс, за этим никогда не наблюдали экологи.
Но главное, отходы можно хранить на месте, как они хранятся во всем мире. В чем необходимость их перенесения в Сибирь? То есть, потребность перемещения ОЯТ не обусловлена потребностью российского общества, это желание Росатома сохранить рабочие места в городе на берегу Енисея, которому грозит безработица.
Атомщики говорят, что в будущем придумают что-то, что позволит в Железногорске перерабатывать это топливо. Но это надо еще придумать.
В перспективе в городе может быть налажена переработка ОЯТ. Однако, от переработки одного кубического метра ядерного топлива возникает 20 тысяч кубических метров отходов разного уровня активности.
При этом доказательств безопасности хранения ядерных отходов тоже никаких нет. Росатом просто декларирует, что это безопасно. Как долго это будет безопасно? Вот если произойдут землетрясения, подобные тому, что случилось в Японии… Ответа нет на этот вопрос. Из-за закрытости информации, процесса принятия решения и отсутствия у общества возможности влиять на развитие этих технологий.
По мнению экологов, отходы должны оставаться в том регионе, где произведены. Нельзя перевозить, подвергая риску всю страну. Хотя и на месте хранения не происходит ничего такого, что делало бы его безопасным.
Экологи и ученые намерены инициировать кампанию против перемещения ядерных отходов.
"Байкал24" по материалам