В скором времени в районе железнодорожного вокзала произойдут перемены — здесь планируется создать новый транспортно-пересадочный узел. Этот вопрос рассмотрели депутаты Иркутской городской думы на слушаниях, состоявшихся 4 декабря.
Как пояснил депутатам председатель комитета по градостроительной политике администрации Иркутска Евгений Девочкин, проект реконструкции вокзального комплекса и благоустройства прилегающей территории предполагает строительство нового корпуса здания железнодорожного вокзала, выделение зон остановок общественного транспорта, а также создание безопасной зоны посадки-высадки пассажиров.
— В сентябре 2011 года администрация Иркутска и корпорация «Российские железные дороги» подписали соглашение о сотрудничестве в области обустройства и развития территорий, прилегающих к железнодорожному вокзалу станции Иркутск-Пассажирский, — сообщил Евгений Девочкин. — Соглашением предусмотрены мероприятия по благоустройству и озеленению привокзальной площади, обеспечению транспортной безопасности, взаимодействию автомобильного и железнодорожного транспорта, в том числе беспрепятственному подъезду пассажиров к местам посадки-высадки. В рамках этих мероприятий администрация Иркутска передала ОАО РЖД три земельных участка на привокзальной площади для выполнения проектных проработок.
— По соглашению с ОАО РЖД планируется провести капитальный ремонт улицы Челнокова, — добавляет Андрей Абрамчик, и. о. председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Иркутска. — Определили работы, посчитали их стоимость. Капитальный ремонт улицы будет включать в себя замену трамвайных путей, стрелочных переводов, асфальтирование проезжей части, раздвижение существующих трамвайных путей и последующую установку в разделительное пространство опор контактно- кабельной сети, их ограждение металлическим барьером. Ориентировочная стоимость работ составляет порядка 50 млн рублей, включая проектные работы.
Александр Синеев, начальник Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов ВСЖД — филиала РЖД, сообщил:
— В 2007 году правительством РФ была утверждена концепция эффективного развития и использования железнодорожных вокзалов. Вокзал должен стать современным транспортно-пересадочным узлом с общественно-деловой функцией, являться точкой экономического роста региона. В рамках концепции в первый этап — до 2015 года — вошел 81 вокзал, в том числе четыре из сферы действия ВСЖД: в Улан-Удэ, Братске, Ангарске, Иркутске.
Александр Синеев пояснил, что поскольку вокзал Иркутск-Пассажирский является памятником архитектуры, то сейчас в Москве проводится историко-архитектурная экспертиза проекта. Что касается нового строительства, то документы переданы на главгосэкспертизу, в первом квартале будущего года планируется получить заключение.
— Понятна ключевая составляющая проекта — участие региона, — подчеркнул представитель ОАО РЖД. — К счастью, понимание администрации Иркутска имеется, мы работаем конструктивно.
При реконструкции вокзала его общие площади будут увеличены до 30 тыс. кв. метров, в два с лишним раза расширятся технологические площади для облуживания пассажиров. Александр Синеев отметил, что на градостроительном совете при мэре Иркутска были утверждены планировки, цветовые гаммы, фасады реконструкции вокзала:
— Мы планируем к летним пассажирским перевозкам 2013 года на переданных земельных участках организовать парковки, освободиться от нахождения здесь таксистов-частников, а в первом квартале объявим конкурс на участие в перевозке пассажиров услугами такси на законных основаниях.
На месте пригородного павильона и санитарного комплекса планируется построить большой трехэтажный комплекс площадью 5 тысяч кв. метров. В старом здании вокзала будет открыт музей истории, поскольку вокзалу более ста лет. В новом вокзале предусмотрены большие площади для облуживания пассажиров, обеспечение лифтами и пандусами, гостиничный комплекс, современные технические помещения.
Кроме того, сообщил Александр Синеев, на средства, дополнительно выделенные на благоустройство, планируется укрепить подпорную стену, сделать ограждение. С администрацией будет согласована новая схема движения на привокзальной площади.
По словам Евгения Девочкина, в 2010 году во время проведения Байкальского экономического форума было подписано соглашение между ОАО РЖД, Иркутской областью и администрацией Иркутска о разработке проекта по созданию транспортно-пересадочного узла на территории железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский. Сумма контракта составила 9,2 млн рублей, разработкой проекта занялась одна из московских проектных организаций. Разработанный проект, в частности, предполагал размещение в районе железнодорожного вокзала общественно-деловой зоны с торгово-развлекательными комплексами и офисными центрами. Суть замысла разработчиков в числе прочего подразумевала, что приезжающие в Иркутск жители пригородов смогут получить как торговые, так и развлекательные услуги в непосредственной близости от вокзала, чтобы не перегружать передвижениями городской транспорт.
Однако у депутатов, включая спикера Андрея Лабыгина, сразу возник ряд вопросов: если появится такая зона, кратно возрастет посещаемость этого места, а транспортные артерии не предполагают расширения.
— Проект, о котором идет речь, масштабный и оценивается в несколько миллиардов рублей, — пояснил Александр Синеев — Мы же прорабатываем нынешнее решение в рамках наших полномочий и нашего баланса.
— Мы прекрасно понимаем, что привокзальная площадь является транспортным узлом, проблемы которого не решить одним взмахом пера, — добавляет Евгений Девочкин. — Сегодня основная проблема — это подъезжающие маршрутки, стоящие здесь машины частных перевозчиков. Сегодня мы рассматриваем возможность изъятия участка напротив трамвайного кольца, чтобы попытаться создать на этом месте небольшой автовокзал и убрать все маршрутки с привокзальной площади. Кроме того, нужно избавиться от киосков, к которым люди перебегают дорогу со стороны вокзала. При проектировании новых трамвайных путей, скорее всего, будет предусмотрено ограждение, чтобы машины не разворачивались, как сейчас, на путях и не создавали хаос. Нужно создать постоянно движущийся транспортный поток.
Инициатора рассмотрения вопроса на депутатских слушаниях, депутата Дмитрия Жария, волнует вопрос о киосках, которые до сих пор благополучно находятся на привокзальной площади. Судьбу двух из них должно решить рассмотрение кассационной жалобы (суд по этому вопросу проигран):
— Я бы попросил администрацию Иркутска заняться этим вопросом вплотную. Сейчас всю проблему по созданию нового транспортно-пересадочного узла можно разделить на ряд составляющих. Первая — непосредственно реконструкция самого вокзала и посадочных платформ, связанная с тем, что существующий объект не соответствует нормам по пассажиропотоку. Эта работа будет выполнена. Вторая часть касается городской транспортной развязки. Сегодня мы обсуждаем тот минимум, который надо сделать по улучшению ситуации. Если не будут убраны киоски, нельзя будет говорить о расширении пространства между трамвайными путями и упорядочении движения транспорта и его парковках. Есть еще такие нерешенные проблемы, как перенос трамвайной остановки, но это уже рабочие моменты.
Депутат Сергей Юдин обратился с просьбой к Евгению Девочкину:
— Многие депутаты после вашего доклада не совсем в головах уложили, где будут места под парковки, где планируется автовокзал. Сложно объемно представить решение. Вот железная дорога подготовила презентацию, и все понятно. Хотелось бы, чтобы и в докладах, которые делает ваш комитет, информация предоставлялась хотя бы схематично.
Ирина Ружникова, «Байкальские вести»
На фото: Пригородный павильон железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский ожидает радикальная реконструкция