Фестиваль не для забайкальцев

Режиссёр забайкальского киносмотра об его ошибках и перспективах

В ноябре журнал The Village опубликовал колонку анонимного автора «На краю света». Читатели узнали в ней Читу и проходящий в крае кинофестиваль. А так как речь в статье шла от лица Василия Зоркого - режиссёра церемоний открытия и закрытия, «Забмедиа.Ру» связалось с ним, чтобы узнать, кто же он – «Неизвестный горожанин», и как сделать региональный кинофорум праздником не для гостей, а для забайкальцев.

- Кто же автор текста в TheVillage?

- «Неизвестный горожанин» – рубрика в The Village. Она выходит раз в неделю, и каждый раз там новая история. Надо понимать, что на 70 процентов того, что рассказано про фестиваль, в котором вы узнали забайкальский, относится к большинству российских киносмотров. Схожие вещи происходят в Смоленске, Туле, на Сахалине…

Вернувшись из Читы, я ходил и всем рассказывал свои впечатления, потому что их было много, и они были сильными. Но было бы слишком просто, если бы такой текст написал я – это первое. Второе: если бы я писал его, то иначе расставил акценты. В колонке на The Village получилась однобокая и бесперспективная картина. На самом деле она сложнее и интереснее. Радостного и приятного в ней, конечно, больше. По понятным причинам я не могу сказать, кто автор текста. С одной стороны, это убьёт саму идею «Неизвестного горожанина». С другой, я и сам не уверен в своих догадках.

- И какие у вас впечатления от забайкальского кинофестиваля?

- Одни из самых сильных в моей жизни. Я никогда не уезжал так далеко от Москвы, не общался с таким числом живущих по-другому людей, не получал столько различных эмоций. Это сложно описать! Первое впечатление – нужно привлечь максимум внимания к тому, что происходит в вашем городе. Потому что всё самое интересное именно там, а не в Москве. Не хочу быть высокопарным, но в таких городах, как Чита, решается, будет существовать Россия, имеет ли смысл такая огромная и разрозненная держава, и что объединяет её, помимо языка и первой кнопки телевизора?

Сам фестиваль оставил неоднозначное впечатление. У него слишком много «родителей», и каждый из них решает свою задачу, не выработав общего алгоритма. При этом мне кажется, они забыли спросить самих читинцев: а что нужно и интересно им?

- Это главная ошибка организаторов?

- Ошибок две – отсутствие единого представления, каким должен быть кинофестиваль, и то, что о нём почти ничего не знают сами горожане.

В этом году форум как бы разделился на несколько мероприятий – с одной стороны, благодаря хорошей работе программного директора, удалось собрать по-настоящему выдающуюся конкурсную программу. Такой программой гордился бы любой российский кинофестиваль и даже многие европейские. В неё вошли лауреаты крупнейших фестивалей, интересные, сложные, многогранные фильмы – это большой успех! Но к такой программе надо готовить зрителей, нельзя ждать, что они вдруг полюбят авторское кино - непростое, часто даже отталкивающее. Фестиваль – это не пять-шесть дней, это круглогодичная фабрика, задача которой работать со зрителем, разговаривать с ним, предлагать и спрашивать. А по факту создавалось ощущение, что читинцы что-то о фестивале слышали, но идти на показы не спешат. Почти не было информации о том, что будет происходить на фестивале, и какие ленты на нём представлены.

Ещё меня злит и раздражает тема, сквозящая в высказываниях представителей краевого министерства культуры и в комментариях на вашем сайте. Забайкальцы будто извиняются, что они, мол, какие-то не такие, что им чуть ли не стыдно. Странная закомплексованность! Артисты приехали в Читу точно небожители, сошедшие на землю, и все должны целовать им руки! Мне же кажется, при правильном подходе они должны рваться в Читу, поскольку у вас замечательные люди, красиво и необычно. Поездка за Байкал – огромное, важное и необходимое каждому приключение. И не хочется, чтобы фестиваль был парадом артистов, где-то когда-то сыгравших или просто засветившихся в светской хронике. Хочется, чтобы на него приезжали те люди, которых ждут и любят, и те, кто создают контекст современного кинематографа.

- В опубликованной колонке рассказывается о конфликте режиссёра с министром культуры Скоропятко. А как в реальности складывались ваши отношения с Галиной Сыроватка? Какую бы вы дали оценку её работе?

- Мой конфликт с министром культуры лежит в профессиональной плоскости того, как мы видим кинофестиваль. Конечно, нам было сложно договориться. Для неё я всегда буду наглым «понаехавшим» пацаном, который лезет со своим уставом в чужой монастырь. Она для меня – олицетворением вещей, кажущихся ошибочными, устаревшими и неправильными. Думаю, она многое делала, как могла, искренне веря, что так и надо.

Галина Петровна воспринимает фестиваль как свою сцену, свой спектакль и её не могло не раздражать, когда что-то шло не так, как ей хотелось. Это тривиальная история, и я, может быть, изначально неправильно выстроил наши отношения. Принципиальная ошибка в том, что в какой-то момент ей показалось, что мы приехали в Читу «попиариться», «позвездить» или что-то ещё. А это неправда. Мы приехали делать то, что нам кажется важным и необходимым. Скажу честно – с точки зрения денег или карьеры забайкальский фестиваль не является для меня определяющим. У меня есть вполне успешная работа в Москве.

Кроме того, есть конкретные вещи, с которыми я призываю бороться. К примеру, народные ансамбли – лубочные, ненастоящие, извращающие представление о том, что такое настоящая русская песня. Такие коллективы – пережиток советской системы, ошибка, квинтэссенция дурного вкуса. Какая поразительная разница была между прекрасными семейскими бабушками, певшими на площадке перед филармонией, и тем, что делает театр «Забайкальские узоры»!

Министр должен двигать культуру вперёд, быть вестником нового, сохраняя то, что действительно стоит того. А вместо этого получается эрзац культуры, пустышка, за которой ничего нет. Люди это видят, и их это раздражает. Сейчас, когда каждый может зайти на YouTube и быть в курсе того, что происходит вокруг, это особенно заметно.

Я искренне считаю, что министром культуры края должен быть человек, более погруженный в контекст мировой культуры. У меня же возникло стойкое чувство, что Галина Петровна решает задачи, от культуры бесконечно далёкие.

- Министр культуры, как и многие забайкальцы, была недовольна тем, как вы поставили церемонию закрытия. Как вы считаете – почему?

- Я чётко понимаю, что обделался в глазах большинства читинцев. Многим, скажем, не понравилось открывающее видео. С одной стороны, оно не получилось таким, как я хотел. С другой, сама его идея оказалась ошибочной. В Москве так делать можно – показывать людей со смешных сторон, снимая дрожащей, субъективной камерой. В Чите, конечно, такое делать нельзя. Чита в этом смысле не лучший полигон для экспериментов. Ещё одна проблема – большинство артистов, включая Александра Михайлова, покинули фестиваль, не дождавшись его окончания. Поэтому мы работали с теми, кто был.

- Может ли кинофорум в российской глубинке стать важным культурным событием в масштабах страны? И что, на ваш взгляд, для этого нужно?

- Конечно, да! Но необходимо чёткое понимание образа фестиваля. О чём он и, главное, для кого. Нужна работа с людьми – встречи, показы и мероприятия в течение всего года, которые бы готовили зрителей. Фестиваль должен распространяться на весь город, чтобы каждый день были концерты, вечеринки, мастер-классы, круглые столы, встречи с артистами… Кинофестиваль – это праздник для горожан. Без перекрытия дорог и закрытых банкетов. Уж лучше накрыть огромный стол посреди города и усадить за него звёзд и жителей. Мы делали такую историю в Москве, и эффект был колоссальный. Читинцы должны понимать – их слушают, их мнение интересно, с ними считаются. Это, конечно, немного утопия, но к такому идеалу стоит стремиться.

- После всего случившегося хотели бы вновь приехать в Читу и иначе построить организацию фестиваля?

- Чита стала для меня важным этапом в жизни, во многом перевернувшим моё сознание. Прошло уже много времени, а я продолжаю думать, что можно было бы сделать иначе. Я хотел бы вернуться и попробовать вместе с читинцами сделать фестиваль таким, каким он должен быть. И я уверен, что вернусь в Читу, поскольку, во-первых, не люблю оставлять неисправленными косяки, а, во-вторых, я очень проникся к людям, которые нам помогали: кураторам, моему прекрасному водителю, чей образ совершенно неправильно передан в тексте The Village, к ребятам из филармонии, всем, с кем мы работали над этим фестивалем.

Справка:

Второй Забайкальский международный кинофестиваль прошел в Чите с 7 по 11 сентября 2012 года. Программа смотра включила около 60 фильмов из Европы, Канады, России и Ирака. В рамках фестиваля прошло несколько российских премьер.

В кинофестивале приняли участие более 80 человек – артисты, сценаристы, режиссеры и представители других кинематографических профессий. На кинофорум приехали народные артисты России Римма Маркова, Сергей Шакуров, Александр Михайлов, Аристарх Ливанов, Ильза Лиепа, заслуженные артисты Владимир Конкин и Даниил Спиваковский. В нём также приняли участие Мария Голубкина, Ольга Красько, Любовь Тихомирова, Ирина Медведева, Дмитрий Кубасов, Валерия Ланская и другие актёры.

Гостями и участниками фестиваля стали немецкая и американская актриса Настасья Кински, иракский продюсер Аль-Дараджи, французский актер Оливье Рабурден, режиссеры Кшиштоф Занусси и Лоне Шерфиг.

Илья Баринов. На фото: Василий Зоркий



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ