Бюджет окончательный, обжалованию и пересмотру не подлежит.
Народный Хурал принял бюджет на 2010 год. По итогам прочтения этого документа становится понятным следующее: мы совершенно напрасно называли кризисным уходящий 2009 год. На самом деле кризис наступит в Бурятии лишь в стремительно приближающемся новом году.
Минус 10 миллиардов
В 2010 году общие прогнозируемые доходы республики составят около 25 млрд рублей. Расходы — свыше 26 млрд. Именно в этих цифрах и заключается главное отличие бюджета-2009 от бюджета-2010. Бюджет уходящего года по доходам составляет 35 млрд рублей. На треть больше. Падение доходов будущего года связано с тем, что Москва выделяет нам меньше помощи. Сокращение выделяемых Москвой на Бурятию средств составляет, ни много ни мало, 10 млрд рублей.
До принятия федерального бюджета была надежда на то, что эта цифра не окончательная. В частности, на так называемом "нулевом" чтении республиканского бюджета осенью правительственные чиновники успокаивали депутатов тем, что ничего еще не решено и что Москва нам обязательно поможет. Теперь ясно, что помощи сверх той, которая уже заложена, ждать не приходится. Федеральный бюджет принят, принят и республиканский. Цифра окончательная и пересмотру, видимо, не подлежит. Отдельные успехи, конечно, все еще возможны — доберем денег по каким-нибудь программам. Но "отыграть" назад все 10 млрд из сокращенной помощи уже не получится.
КПРФ против
— Наша принципиальная позиция всем известна — мы не можем поддержать этот бюджет, — заявил член фракции КПРФ в Хурале депутат Ющенко.
Причем коммунисты четко дали понять, что не согласны не с местной властью, а с федеральной.
— Мы видим, что президент республики, правительство прикладывают много усилий для оздоровления экономической ситуации в республике, — говорит Ющенко. — Но при всем уважении хочу отметить, что большая часть республиканского бюджета зависит от федерального центра. А в федеральном бюджете, который г-н Кудрин представил в Государственной Думе, предусмотрены лишь крохи на экономический сектор, сельское хозяйство, здравоохранение, образование.
Известный "справедливоросс" Сергей Мезенин, напротив, призвал поддержать проект бюджета. Хотя главный недостаток он все же признал.
— Доходная часть бюджета намного ниже, чем в 2009 году. Но с этим ничего не поделаешь, — в частности, сказал он.
"Жириновцы", имеющие в Хурале несколько мандатов, тоже выразили желание поддержать бюджетный законопроект правительства. Но глава фракции Игорь Бобков не преминул покритиковать направленность финансовых сокращений.
— Даже беглый анализ структуры расходов говорит о резком уменьшении бюджетных расходов по важнейшим разделам — образованию, здравоохранению, социальной политике, — отметил с трибуны глава фракции ЛДПР Игорь Бобков. — Это самые многострадальные статьи республиканского бюджета, их постоянно недофинансируют, а как что-то надо сократить, наше правительство сразу лезет с "ножницами" именно в эти статьи.
Мнение "единороссов" понятно и без того, чтобы его приводить, — они всегда "за". Фракция решила голосовать солидарно, о чем перед голосованием объявил Иван Калашников. В итоге, все депутаты, кроме фракции КПРФ, проголосовали за бюджет. Закон принят.
Что сократили
Большей частью сократились инвестиционные проекты. То есть не будут начаты или продолжены какие-то стройки, не реализуются запланированные ранее проекты. Кто-то может сказать: не было, ну и не надо. Чего плакать. Однако если учесть, что эти стройки так или иначе создавали рабочие места в Бурятии, деньги тратились здесь же, входя в хозяйственный круговорот, то опосредованно отсутствие этих средств мы почувствуем на себе. В экономику республики не поступят миллиарды рублей, Бурятия станет беднее.
Из "острых" статей, которые будут сокращены, следует выделить здравоохранение и образование. Бюджет здравоохранения сокращается на 337 млн 144 тыс. рублей. На 314 млн рублей урезаются расходы на образование. В государственных общеобразовательных школах-интернатах материальные затраты сократятся в среднем на 41,6%. В учреждениях начального профессионального образования материальные затраты сократятся на 45,8%. В учреждениях среднего профессионального образования — на 36%. На 183,5 млн рублей сокращаются субвенции местным бюджетам на образование. А эти субвенции состоят на 98% из фонда оплаты труда.
Большой секвестр пришел в расходы на социальную политику. Бедные, кажется, станут еще беднее. Количество же субсидиантов (уязвимых, слабых граждан), как прозвучало в парламенте РБ, в этом году выросло до 32 тыс. человек с прошлогодних 29 тыс. Депутатов попробовали убедить, что все социальные обязательства будут исполнены, но это прозвучало как-то робко.
Петр Санжиев