В Тулуне прошла проверка соблюдения требований бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета за 2011 год и за первое полугодие 2012 года. Данная проверка проводилась Контрольно-счетной палатой Иркутской области. Аудиторы работали почти полтора месяца с середины июня до конца июля 2012 года. По итогам работы проверяющих органов были выявлены нарушения на сумму более 62-х млн. рублей. И вот здесь у многих жителей Тулуна возник резонный вопрос: «Как в бюджете нашего по сути небольшого города возникли нарушения на такую сумму? И неужели власти города все эти средства использовали неэффективно и не по назначению?» По Тулуну пошли различные разговоры и толки, стали распространятся самые разные слухи на эту тему. Чтобы как-то прояснить данную ситуацию и выяснить, что по данному вопросу думают в Администрации города, мы обратились к Председателю Комитета по экономике и финансам Администрации городского округа Виктории Фоменковой. Как рассказала Виктория Николаевна, проверяющим были только рады, им с готовностью представляли все необходимые документы и сведения, сопровождали на объекты, подлежащие проверке, давали необходимые комментарии и пояснения. Ведь любая проверка подобного рода помогает понять, в правильном ли направлении работают специалисты Администрации по использованию бюджета города, является сильным стимулом к совершенствованию работы в этом направлении и, конечно же, способствует устранению всех ошибок и недоточетов, выявленных при проверке. Ну а не ошибается только тот, кто ничего не делает. Отчет КСП Иркутской области по результатам проверки специалистами Администрации был тщательно проанализирован, скрупулезно были проверены все отраженные в актах нарушения, ответ о мерах, принятых для устранения нарушений, был направлен в Контрольно-счетную палату Иркутской области. - Нужно отметить, что часть выявленных нарушений действительно имеет место быть. Но с некоторыми нарушениями, написанными аудиторами, мы категорически не согласны, на что в КСП области были направлены соответствующие возражения, - замечает Виктория Николаевна. Самое большое нарушение в 39,5 млн. рублей заключается в том, что в 2011 году не учитывались в составе местного бюджета доходы муниципальных учреждений от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, от иной приносящей доход деятельности. Если сказать проще, то это доходы, которые получает, больница от оказания платных услуг населению, учреждения культуры – за платные выступления на различных мероприятиях. Сюда же включается и родительская плата за содержание своих детей в детских садах, а также добровольные взносы тех же родителей детсадовцев и школьников, например, на текущий ремонт. То есть, это те средства, которые муниципальные учреждения зарабатывают самостоятельно и которыми имеют право самостоятельно распоряжаться. Не включили эти доходы в бюджет в связи с изменениями в федеральном законодательстве и в соответствие с рекомендациями Министерства финансов Иркутской области. К тому же Контрольно-счетная палата города Тулуна не указывала на это как на нарушение ни при принятии бюджета на 2011 год, ни в процессе исполнения бюджета, ни при экспертизе годового отчета об исполнении бюджета. Но в любом случае вывод аудиторов о том, что если бы эти средства включили в бюджет, то город бы имел возможность выполнять в полном объеме все возложенные федеральным законом полномочия, по меньшей мере, некорректен. Из 39,5 млн. рублей 50%, составляет родительская плата за содержание детей в детских садах, 43,5% - это доходы от оказания платных услуг учреждениями здравоохранения, образования и культуры, 6,5% - безвозмездные поступления (благотворительная помощь родителей на текущий ремонт учреждений образования). И если следовать рекомендации проверяющих, то средства, которые родители вносят за содержание детей в детских садах (а это почти 20 млн. в год!), могут быть использованы не на закупку продуктов питания для малышей, как положено, а, например, на ремонт дороги или тротуаров. Или средства, вырученные от платных услуг учреждений здравоохранения, культуры и образования, можно использовать не на улучшение материально-технической базы этих учреждений и не на выплату заработной платы сотрудникам, которые оказывают эти платные услуги, а на модернизацию жилищно-коммунальной сферы. Но ведь это, как минимум, не логично и неправильно! Ни одному родителю не понравится, что его ребенка за собственные деньги будут кормить кое-как, но зато отремонтируют тротуар рядом с садиком за эти же деньги! - Необходимо понять одно, - комментирует Виктория Фоменкова, - что данные средства являются внебюджетными, но они имеют целевую направленность и согласно закону не могут расходоваться на выполнение иных полномочий. Если родители собрали средства на ремонт школы, внеся добровольные пожертвования, то мы просто не имеем права взять эти средства и направить на другие нужды. Что касается контроля за целевым использованием средств, полученных от оказания платных услуг, то здесь никаких изменений не произошло. Мы как осуществляли контроль над ними, так и продолжаем это делать. Возможно, аудиторы не вникли в суть проблемы, иначе сложно объяснить их вывод. К нарушению использования местного бюджета было отнесено содержание муниципального учреждения «Центр методического и финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений г. Тулуна», которое за 2011 год составило более 6,5 млн. рублей. Нарушение заключается в том, что нарушено применение бюджетной классификации. Расходы на содержание данного учреждения, по мнению аудиторов, специалисты Администрации при формировании бюджета отнесли к неверному разделу. Каждая статья бюджета относится к определенному разделу: отдельно прописывается содержание и обслуживание учреждений здравоохранения, образования, культуры, местного самоуправления и т.д. Но данное учреждение нельзя отнести к одной сфере деятельности, потому что оно осуществляет методическое обеспечение учреждений и дошкольного, и общего, и дополнительного образования, а также учреждений культуры, спорта. Поэтому отнести и расходы на содержание данного учреждения к какому-либо конкретному разделу не представляется возможным. Вследствие этого на основании разъяснений Департамента финансов Иркутской области (от 30.07.2007 года № 21-32/6-2) был применен раздел 0113 «Другие общегосударственные вопросы». Но это, по мнению проверяющих, оказалось неверным. - Естественно, мы спросили у аудиторов, к какому разделу бюджета все-таки нужно отнести данное учреждение, чтобы впредь у нас не было подобных нарушений. Но четкого ответа нам никто не дал, - говорит Виктория Николаевна. Еще один серьезный вопрос, который проверяющие органы отнесли к нарушениям, касается социальной поддержки граждан. Согласно заключению аудиторов нецелевым использованием средств является возмещение затрат, связанных с оказанием транспортных услуг по льготным проездным билетам учащимся и студентам. Сумма нарушения составила 1620 тыс. рублей. Также нарушением признана реализация долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения города Тулуна на 2011-2013 гг.». В эту программу входят важные и социально значимые составляющие: поддержка семьям, чьи дети погибли при исполнении воинского долга, день скорби по погибшим воинам в Чечне, оплата стоимости проезда в город Иркутск участников ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, льготный проезд пенсионерам по маршруту «Автостанция-Дачи», финансовая поддержка общественных организаций – Совет ветеранов, общество инвалидов, общество слепых, общество глухих, совет женщин. Расходы по данной программе в 2011 году составили 504 тыс. рублей. Местная власть, как видят ситуацию проверяющие, не имеет права оказывать подобные льготы. Контрольно-счетная палата Иркутской области руководствовалась тем, что городской округ не имел права устанавливать и осуществлять расходные обязательства, не отнесенные к вопросам местного значения. - Мы же при планировании бюджета руководствовались законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, - комментирует данные нарушения Виктория Николаевна. Легко себе представить, какой общественный резонанс вызовет отмена льготного проезда для студентов и школьников, а также для пенсионеров, которые ездят на свои дачные участки! Мало кому из жителей Тулуна придется по вкусу отказ от ставших уже привычными льготных проездных билетов. Не лучшим образом на социальной обстановке в городе скажется и отказ от помощи совету ветеранов, совету женщин, другим общественным организациям. Эти организации способствуют стабилизации общественных отношений, помогают определенным категориям граждан, и кто еще, если не местная власть, окажет им помощь? Вряд ли найдется много желающих даже среди состоятельных горожан. Социальная политика – это одно из приоритетных направлений работы городской Администрации. И нельзя от этого отказываться, если местная власть хочет сохранить в городе стабильную социальную обстановку. - Конечно, социальную поддержку гражданам, в первую очередь, должны оказывать органы социальной защиты населения, но местная власть не должна от этого полностью самоустраняться. А именно так нам и советуют поступить проверяющие, - замечает Виктория Фоменкова. – Не имеет никакого морального права городская власть отказать в помощи малообеспеченным слоям населения! Тогда вся социальная политика, проводимая не только у нас в городе, но и во всем государстве не достигнет своих целей. Ведь без поддержки местной власти, которая «знает проблемы изнутри», очень сложно будет выработать правильную стратегию развития социальной поддержки населения. Также к нарушениям аудиторы отнесли приобретение транспортных средств для муниципального предприятия «МТП», которое обсуживает население города. Аудиторы объясняют это тем, что деятельность данного предприятия на протяжении нескольких последних лет является убыточной, поэтому покупка новых автобусов – это неэффективное использование бюджетных средств. Администрация города Тулуна в 2011-2012 годах приобрела и передала в хозяйственное ведение указанному муниципальному предприятию транспортные средства на сумму 2,3 млн. рублей. - Согласно 131 ФЗ ст.16 местные органы самоуправления должны создавать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, - комментирует Виктория Николаевна. – Если мы не будем приобретать транспортные средства для муниципальных предприятий, обслуживающих население, то каким образом мы сможем выполнять свои полномочия согласно федеральному законодательству? На сегодняшний день население обслуживают как частные перевозчики, так и муниципальные. Но ситуация в городе с общественным транспортом многих жителей Тулуна не устраивает. Оно и понятно – автобусный парк изношен, поэтому нередки поломки и невыход автобусов на линию. Да и внешний вид, и состояние салона многих автобусов оставляет желать лучшего. Местная власть всерьёз взялась за обновление муниципального автобусного парка. Только в 2012 году было закуплено 3 автобуса, пересматривается расписание движения автобусов. Теперь автобусы ходят чаще, строго по расписанию, и в вечернее время стало возможным добраться из одного района города в другой. И все это только с одной целью – обеспечить более комфортные условия пользования общественным транспортом для тулунчан. И если это неэффективное использование средств, то какое же тогда эффективное? Неужели для горожан будет лучше стоять подолгу на остановках в ожидании автобуса и ездить в грязных автобусах? - Мы в Администрации городского округа считаем, что покупка транспортных средств, обновление автобусного парка «МТП», являются необходимыми расходами, которые мы несем в рамках реализации программы «Развитие транспортного обслуживания в границах муниципального образования – «город Тулун» на 2011-2013 гг.», - поясняет Виктория Фоменкова. - Если местное самоуправление перестанет поддерживать муниципальные предприятия, то ситуация в сфере общественного транспорта в Тулуне станет просто катастрофической. Подобных нарушений, с которыми специалисты Администрации категорически не согласны и которые касаются неэффективного использования бюджетных средств в отчете по результатам проверки КСП Иркутской области еще очень и очень много. И сумма соответственно набегает немаленькая. Вот и получается, что из 62-х млн. рублей выявленных нарушений, большая часть, как считают специалисты Администрации, использовалась по назначению в целях исполнения местной властью полномочий согласно федеральному законодательству и взятых на себя обязательств перед горожанами. Подводя итог вышесказанному, видно, что некоторые пункты отчета проверяющих органов возникли вследствие недопонимания реальной ситуации в городе Тулуне. Невозможно учесть стороннему наблюдателю за столь небольшой период времени все мельчайшие подробности и нюансы. Необходимо четко понимать, что ни при каких обстоятельствах нельзя тратить внебюджетные средства на иные нужды, которых, конечно же, в бюджете города очень много! Нельзя отказаться от социальной поддержки населению, от помощи малообеспеченным гражданам, хоть это во многом и не является прямой обязанностью местной власти. Обязательства, возложенные на Администрацию необходимо строго выполнять, пусть это и не приносит (и вряд ли когда-нибудь будет приносить) реальный доход. Ведь как иначе способствовать улучшению обстановки в сфере общественного транспорта? - Все наши службы и подразделения открыты и готовы идти на контакт с любыми проверяющими органами. Часть выявленных нарушений мы уже устранили, на остальные составили план работы для устранения и недопущения подобных ошибок в будущем. Но хочется надеяться, что и наше мнение по ряду весьма серьёзных вопросов проверяющими будет услышано и учтено. Также надеемся, что население города правильно оценит данные вопросы и сделает верные выводы, - заключила Виктория Николаевна. Пресс-служба городской администрации