Единственная новосибирская музыкальная группа, входящая в мировую Рок-энциклопедию – это панк-группа «Путти». Песни этого коллектива вошли в список «100 лучших сексуально-эротических хитов советского рока всех времен». Лидер группы Александр Чиркин - человек провокационно-брутального вида, украшенный татуировками, отчаянно зажигающий на сцене, - нежный отец и заботливый муж по жизни. В интервью «Новосибирским новостям» Александр рассказал о панк-культуре в сибирском климате, о гениальных молодых музыкантах, об идеальных женщинах, а также о мистическом опыте написания песен.
- Александр, как вы стали панком? Как вообще могло такое произойти в старые добрые советские времена?
- В советское время по телевизору показывали исключительно Льва Лещенко и Людмилу Зыкину, «Самоцветы» и «Верасы», которые были хороши для наших родителей, но нам они никак не нравились. Поэтому мы решили сделать свою музыку. Первое время пытались косить под буржуев. А потом поняли, что мы не хуже, начали придумывать свое. И нас почему-то панками назвали. Может, потому что мы играть не умели. В Омске тогда была «Гражданская оборона» - наши братья по крови. А сейчас мы играем Ska-панк – это веселая музычка с дудочками. «Ленинград» играет Ska -панк. Мне всегда хотелось, чтобы наше творчество было связано с Сибирью, с родиной. Поэтому слово «панк» мне не нравится. Правильнее сказать – сибирская народная музыка. Мы же поем на русском языке. Конечно, если бы я знал английский, может, пели бы и по-английски. Но я кроме тарабарского и русского никакого не знаю.
- Сколько лет группе «Путти»?
- 14 апреля 2013 года группе исполнится 30 лет. И к этому событию мы планируем выпустить альбом-трибьют, полностью состоящий из кавер-версий наших песен. К нам уже подписались «Монгол Шуудан», Князь из «Короля и Шута», а также много молодых групп. Вот недавно из Калининграда молодой коллектив «Калининград-13» прислал записи наших песен. Вполне приличные, надо сказать.
- Бывают бывшие панки?
- Нет, это как какая-то болезнь. Если заразился, то уже всё – до дембеля.
- Какая музыка повлияла на ваше мировоззрение и творчество?
- Я вообще все слушаю. И тяжелую музыку и попсу, чтобы быть в курсе того, что вообще происходит. «Sex Pistols» оказали большое влияние на наше мироощущение. Правда, я уже немного устал от громкой музыки. Хочется спокойного и мелодичного. Сейчас, например, слушаю Битлов. И, похоже, что буду долго их слушать. Это из серии вечной музыки, которая никогда не надоест. Казалось бы, что уже все песни знаешь наизусть, а все равно не надоедают.
Вы же чувствуете, что мир изменился? Или это просто возраст? Вот во времена Егора Летова мы автостопом ездили по разным городам друг к другу в гости. Не с концертами, а просто потусоваться. Сейчас тоже что-то подобное есть, но по-другому. И потом, сегодня очень много информации. Даже в хлебных магазинах продаются компакт-диски. Из интернета вообще можно закачать все, что угодно. Раньше как было – найдешь пластинку, другу перепишешь, идешь на барахолку менять пластинку. Многие группы вместо того, чтобы что-то свое придумывать, копируют известных исполнителей и думают, что если у фирмачей успех, то и у них будет успех. Но что смеяться-то? Лучше «Rammstein» сыграет только «Rammstein».
- Несмотря на ваш провокационный и грозный вид, практически все ваши песни о любви. Как рождаются такие истории?
- Мы все песни пишем сами. Работаем по принципу – пусть плохое, но свое. Бывает, ночью спать лег, и хлобысь какие-то строчки появляются. Не ленюсь, встаю, записываю, потому что, если до утра оставить, то забудешь обязательно. Песня «Маманя» появилась вообще мистическим образом. Наш гитарист, простите за мой французский, сидя вечером на толчке с гитарой, придумал мелодию. Приходим на репетицию я с ночным текстом, он с музыкой, и вот они совпали. Так нашу «Маманю» мы уже года четыре играем.
- Какой хит сделал вас популярными? Стал визитной карточкой группы?
- Это две композиции – «Красный марш» и «Разбитая жизнь». Первая написана в 1989 году, а вторая с 1986 года. Сейчас часто просят исполнить «Русский регги».
- В вашем коллективе молодые музыканты. Гитарист у вас просто замечательный. Где взяли?
- Я специально беру молодежь. Мы в новом составе работаем уже года три, питаем друг друга энергией – старики опытом, а молодежь своим задором и драйвом. Я не хочу стареть, становиться дедом в пиджаке и с тросточкой. Хочу чудить, шутить, прикалываться.
А гитарист наш – это вообще самородок. Я нашел его «ВКонтакте». Зовут его Алексей Вестунг. Ему 20 лет. Мы собирались на фестиваль «Уральский рубеж», и нам срочно надо было найти гитариста. Что делать? Я дал объявление «ВКонтакте». Вот Леша и откликнулся. Встречаюсь с ним на остановке, смотрю – ну, совсем сопляк, молодой. Думаю, Господи, что он там наиграет. Пришли на репетицию, как он показал нам класс. Мы челюсти потом с пола поднимали. Сказали: все, Леша, ты с нами до дембеля. На трубе играет Максим Гордиенко. Дудки делают звучание более мелодичным. А для меня это очень важно. Главное, чтобы песню можно было при желании насвистеть. Так мы еще и клавиши взяли себе. И клавишник у нас вообще легендарная личность всесоюзного масштаба. Это Максим Шарков. Он еще играет в группе «Чернозем» из Тюмени. И ухитряется ездить туда на концерты. У него все в порядке – музыкальное образование, консерватория. Это мы нот не знаем. А он знает у нас все. Если бы у меня был знакомый виолончелист или арфистка, тоже взял бы с удовольствием в состав группы.
- Частая смена музыкантов – это, должно быть, не очень приятный аспект творческого процесса?
- Сейчас состав вроде бы устаканился. А до этого, конечно, были большие проблемы. Многие приходят и думают, что, если группа известная, должны быть обалденные гонорары, Лондон, Париж и Токио. Но на деле получается, что особых гонораров-то и нет. Иной раз и за свой счет на фестиваль едем. В Москву и Питер мы регулярно мотаемся.
В 1991 году нам пришло приглашение на шесть человек на фестиваль во Францию. Но, к сожалению, мы на фестиваль не попали. Возникли тогда разные сложности. А там выступали «U2» и «Eurythmics». Да с такими монстрами хотя бы скромненько в одной гримёрке посидеть.
Зато мы попали в «Мировую рок-экнциклопедию независимой музыки». Мелочь, а приятно. Не каждая группа из Новосибирска может похвастаться, что она есть мировой Рок-энциклопедии.
А что модными не стали, так не ту музыку играем.
- Когда вы сделали первую татуировку?
- Первую татуировку мне сделали в армии в 1985 году. Я же сам художник. И в армии всех своих однополчан украсил портаками. Тренировался так.
- Ваш имидж не мешает никому на улице?
- А я маскируюсь.
- Никогда не возникало конфликтных ситуаций из-за внешнего вида? Не приходилось драться?
- Да что вы. Меня даже на Ивана Купала не обливают. Взрослые мужики с ведрами бегают, и им даже в голову не приходит меня облить. Думают, наверное, восемь ходок – семь побегов, кто знает, что там у него в голове. Не рискуют, в общем, связываться.
- Алкоголь употребляете? Все-таки андеграундную тусовку так или иначе сопровождают разного рода вещества.
- Алкоголь в нашей группе разрешен, но главное – не увлекаться этим делом. Всё остальное, даже самая, казалось бы, безобидная трава категорически под запретом. Я к этому отношусь жестко. Даже одного музыканта выгнал по этому поводу.
- Дочь Маша тоже участвует в выступлениях?
- Да. Маша даже пела как-то. Когда она вышла и взяла микрофон, басист спрашивает меня: а что играть-то? Ну что, говорю, Богемскую рапсодию играть. Что еще? Соображай по ходу действия, говорю.
- Кем вы мечтали быть в детстве?
- Мечтал жить при коммунизме, когда вырасту. Думал, заходишь в магазин – халява, идешь в кафе - халява. Дураку уже 46 лет, а ощущаю себя на 18. Что-то не стареется.
- Сколько вам нужно денег для полного счастья?
- Как говорил Шура Балаганов, «для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей, и с этой суммой мне будет на свете очень хорошо».
- Как часто проходят концерты? На каких площадках выступаете?
- В Новосибирске мы выступаем в основном в «Рок Сити» и в баре «Андеграунд» на Писарева. Сейчас все чаще ездим по ближайшим городам. Бывает, что и неполным составом. Вот неделю назад были в Кемерово. Правда выступить там не удалось, потому что местные жители пожаловались на громкую музыку после 11 вечера, и концерт прервали. Конечно, если бы там выступал Стас Михайлов или «Ранетки», они попросили бы сделать погромче. Но мы вернулись в Новосибирск, и в баре «Андеграунд» нас дождались 30 человек. Для них и отыграли концерт. Спасибо им за это.
- Концерты приносят какой-то доход?
- Нет. Особых доходов от концертов нет. На жизнь зарабатываю рисованием. Я художник-оформитель. Аэрография на автомобилях. Интерьеры. И прочее под заказ. У меня до сих пор нет трудовой книжки. Так что пенсия мне не грозит.
- Песни ваши в основном о любви. И посвящены они в большинстве своем прекрасному полу. Какая по-вашему идеальная женщина?
- Которая на кухне…
- Беременная, в бигуди, босиком и в халате готовит обед?
- Как-то так. На самом деле, вопрос неожиданный, никто не задавал мне его раньше.
- А что хотелось бы, но пока не можете себе позволить?
- Да, вроде бы все есть. Конечно, хотелось бы по миру покататься. Может, когда-нибудь и повезет, всей группой поедем. В Израиль, в Германию через Польшу.
- Не могу не спросить про нашумевшую акцию женской группы с неприличным названием. Какое отношение она имеет к панк-культуре?
- Этот проект не имеет никакого отношения к панку. Если бы они играли в клубе, народ бы просто плюнул и ушел, никто бы и внимания не обратил. Зачем в храме? Должно же что-то святое оставаться в русских людях? Я не верующий человек, но считаю, что у каждого внутри есть Бог. Это его совесть. А относительно этих девушек даже не знаю, как и сказать, чтобы не сматериться. Они для себя сделали реальный пиар. Посидят, почалятся, может, задумаются. Но выйдут оттуда, скорее всего, национальными героинями.
- Интересные случаи из гастрольной жизни можете вспомнить?
- Да сколько угодно. Был один особо запоминающийся случай. Летели мы из Иркутска на самолете. В 1990 году как раз перед очередным концом света. Приняли перед рейсом, как положено, - помирать, так с музыкой. В самолет сели, начали курить, громко разговаривать и культурно выпивать. Сначала нас стюардессы пытались успокоить, а потом пришел командир экипажа с вопросом о наших требованиях. Ну, мы и потребовали водки, женщин и пельменей. Пилот пообещал, что если мы не успокоимся, то самолет вернется в Иркутск, а мы будем платить за горючее. Мы успокоились. Прилетаем в Новосибирск, смотрим в иллюминаторы, а там ОМОН нас встречает. Ласты нам скрутили и в отделение. Там командир смотрит, что мы с кофрами. Музыканты? – спрашивает. – Что за группа? - «Путти», говорим. Он попросил автограф для своего сына и отпустил нас. Говорит, скажите спасибо, что в Новосибирск прилетели. Домой. Это было в 90-м году. Сейчас бы за такие дела мы статью за терроризм получили. А тогда пронесло.
- Традиционный вопрос о творческих планах. Что планируете в ближайшем будущем и в удаленной перспективе?
- Сейчас альбом вот дописываем. 12 песен. Процесс идет. В ближайших планах отыграть концерты с «Автоматическими удовлетворителями» и «Князем» в Москве и Питере. Горыныч обещал в Иркутск позвать на юбилей его тату-студии. Это в октябре.
Все-таки не расстаемся с мыслями поехать с концертами в Израиль. Наш бас-гитарист сейчас живет там. И это упрощает все. Есть где вписаться. «Черный Лукич» туда постоянно мотается. Ему проще, он с гитарой. Концерт отыграл, у Чеха переночевал, денежку получил, отдохнул и домой.
А у нас группа сейчас семь человек. И это осложняет переезды. Вот недавно в Питер приглашали на фестиваль. Спрашивают, сколько вас человек. Я говорю – семь. Они отвечают, что им проще из Франции привести оркестр Поля Мориа, чем семь человек из Новосибирска. А спонсоров на такой музыке особо не найдешь. Если бы мы играли «унча-унча, жу-жу-жу», все было бы гораздо проще.
Группа «ПУТТИ» зародились в классических канонах панка - в туалете торгового училища, где болтали и бесились, пародируя известные рок-группы, будущие художники-оформители Саша Чиркин, Дима Истомин и Боря Кардымон.
В конце концов было решено:
1. Нести музыку в массы.
2. Играть все «шиворот-навыворот».
3. Не корчить из себя «антилигентов».
4. Делать все весело.
В 1985-1987 Александр Чиркин проходит службу в городе Омске, где к нему приходит знакомиться вся омская панк-тусовка того времени. Вскоре на ГрОб-студии Александр Чиркин с Егором Летовым записывают проект «КАЙФ» и дают концерт «Путти» в составе: Чиркин-Летов-Селиванов.
В 1991 году «Путти» были увековечены в «Мировой Рок-энциклопедии независимой музыки» во Франции. О группе лестно отзывались Дэвид Бирн («Talking Heads»), Дэйв Ален (менеджер «Cure», «WDE»), Питер Джэнер (продюсер «Pink-Floyd», «The Clash»). Журнал «Контркультура» в своем списке «100 лучших сексуально-эротических хитов советского рока всех времен» отметил «Путти» – за хиты «Слияние душ» и «Непокорность».