О бедном Байкале замолвите слово...

День Байкала. Праздник, казалось бы. Но если знать, что чиновники предлагают для развития Байкальской природной территории на ближайшие 8 лет, то становится понятно – праздновать особо нечего.

21 августа 2012 года на сайте Правительства РФ появилось постановление № 847 «О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», которая должна была стартовать уже с начала года. Однако чиновники опоздали без малого на 9 месяцев.

Постановление вступит в законную силу завтра, 11 сентября 2012 года, несмотря на то, что обнаружились серьезные нарушения: оказалось, что федеральная целевая программа (ФЦП) не проходила государственную экологическую экспертизу, предусмотренную Федеральным законом «Об экологической экспертизе», не было никаких обсуждений с общественностью, не учтены интересы и мнения ни местных жителей, ни учёных, ни экспертов из смежных сфер.

Так что же разработчики программы уготовили Байкалу?

Первое и самое важное: закрытием Байкальского ЦБК никто не собирается заниматься как минимум до 2016 года. Вклад БЦБК в загрязнение Байкальской природной территории составляет около 10 %. По мнению авторов ФЦП, изменения, превышающие эту цифру, появятся только к концу 2016 года. Но и это не даёт никакой уверенности, что проблемой комбината кто-то будет заниматься. Это подтверждается и недавним разрешением Росприроднадзора на сброс сточных вод БЦБК в Байкал.

Подобные решения удивляют. Всем известно, что БЦБК – главный загрязнитель Байкала (96% всех сбросов на территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории), единственное крупное предприятие, сбрасывающее свои сточные воды напрямую в Байкал. А как быть с достигнутыми на международном уровне договорённостями, согласно которым Россия ещё в 2010 году на сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Бразилии обещала решить проблему сброса сточных вод БЦБК в озеро Байкал в течение 30 месяцев? Этот срок истекает в декабре 2012 года.

Также в Программе предусмотрено финансирование ликвидации накопленного ущерба от деятельности БЦБК. Процесс этот растянется на все 9 лет действия ФЦП, а основные средства будут выделены во время второго этапа Программы. При этом работы по ликвидации по проекту Лимнологического института Сибирского отделения РАН, разработанному совместно с ОАО «Сибгипробум», можно начинать хоть завтра и провести их в полном объёме в течение ближайших нескольких лет. Ликвидация накопленного ущерба от БЦБК никак не зависит от работы комбината. Убрать отходы с берега Байкала необходимо ещё и из-за возможных селевых потоков – если сель пройдет в районе Байкальска, то большое количество опасных отходов может попасть непосредственно в озеро.

Следующая несуразность в ФЦП заключается в том, что основные научные исследования запланированы на 4-5 годы работы Программы – фактически первые несколько лет работа в рамках ФЦП будет вестись без какого-либо научного обоснования.

Ещё одна проблема, которая полностью проигнорирована Федеральной целевой программой, – это проблема образования подсланевых вод на судах, которые ходят по акватории озера Байкал. На причалах необходимо оборудовать пункты приёма и временного хранения этих вод, как и пункты для хранения твёрдых бытовых отходов. На эти мероприятия средств не выделено вовсе, несмотря на уже имеющиеся разработки по этому направлению.

Ну и о насущном. Финансирование распределяется по годам реализации Программы крайне неравномерно: на 2012 и 2013 гг. приходится всего по 2 % от общего объема финансирования ФЦП, а наиболее интенсивное финансирование мероприятий программы (по 19% от общего объема) приходится на 2019 и 2020 годы.

Исходя из всего сказанного, можно сделать только один вывод: государство в ближайшие годы не собирается всерьёз заниматься проблемами Байкала, а предполагает ограничиться лишь мелочами. Большинство же крупных и затратных мероприятий откладывается на 7-8 лет, то есть на необозримое (с учетом положения дел в государстве) будущее.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ