6 и 9 августа 1945 года США подвергли атомной бомбардировке японские города Хиросима и Нагасаки. Общее число жертв трагедии превысило 450 тысяч человек, а выжившие до сих пор страдают от заболеваний, вызванных радиационным облучением.
В современной Японии не знают о том, кто является виновником этого. Большинство японцев уверены, что бомбы сбрасывали военные самолеты. Иркутские историки-международники, журналисты и ученые в рамках проекта «Экспертный клуб» разбирались, почему память о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки подвергается забвению.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергей Шмидт напомнил, что монополия Соединенных Штатов на оружие массового уничтожения продлилась чуть больше четырех лет. СССР усилиями физиков, разведчиков и сочувствующих коммунизму граждан США создал своё атомное оружие: «В общем, ядерное, а потом и термоядерное оружие, включая разные поколения средств его доставки, очень быстро перестали быть частью американской исключительности и американского лидерства, поэтому интерес к этому элементу современной военно-политической действительности был там в какой-то степени утрачен.
Страна, претендующая на мировое однополярное лидерство и на собственную ценностную, институциональную и социокультурную исключительность, интересуется в первую очередь тем, что есть только у нее и толком не дублируется в других странах. Поэтому политическая система США, культура и психология предпринимательства, да тот же Голливуд значат для американцев больше, чем всё, что связано с оружием массового уничтожения.
Это помогло американскому обществу как не видеть из бомбардировок Хиросимы и Нагасаки какою-либо моральную проблему, так и не рассматривать эти бомбардировки как какое-то выдающееся торжество американского оружия».
Историк-международник, доцент ИГУ Дмитрий Козлов отмечает парадокс отношения японцев к США: «Часть ученых говорят, что японцы знают свою историческую правду, но мнение о том, что правящие круги скрывают правду от людей, до сих пор ходит в общественном мнении. Однако это не мешает сохранять положительное отношение Японии к США. 80 % современных японцев положительно относятся к США, и если сравнить это с отношением к современным России (20%) и Китаю (23-25%), то это несопоставимые цифры.
Тогда почему сохраняется такой позитивный образ к современной Америке, которая обрекла огромное количество людей на гибель, а применение оружия вызвало болезни. И есть объяснение, хотя для историков неочевидное, что японцы не знают, и это незнание сохраняется.
Помимо применения атомной бомбы, есть еще воздействие США на современную Японию. Именно американские юристы написали Конституцию современной Японии, по которой ограничиваются вооруженные силы, ей запрещено участвовать в вооруженных конфликтах. К тому же США разместили там свои вооруженные силы. Поэтому здесь есть ограничение суверенитета Японии.
Но «кастрация суверенитета» была основанием будущего японского развития, или, как мы называем, японского экономического чуда. Ранее Япония была бедной аграрной страной, а здесь произошел как бы разрыв в истории – возникла ситуация, когда США создали «военный зонтик» над Японией, патернализм, управление суверенитетом Японии, особенно связанное с вопросами безопасности, военными союзами, но этот «минус» (поражение в правах) сыграл в «плюс» (бурное экономическое развитие, выход на мировые рубежи, вхождение в топ-5 ведущих экономик мира). И для многих японцев Америка и ее послевоенные усилия стали частью того самого рывка».
Доктор юридических наук, профессор Сергей Шишкин уверен, что американцы сделали все для того, чтобы затенить это событие, что ядерное оружие использовалось впервые: «Когда я был в корейском Сеуле, то обнаружил, что по некоторым политическим вопросам это еще один штат США. Аналогия уместна и с Японией. Там умеют так залакировать исторический процесс, что не понятно - ты украл или у тебя украли. Я идеологически понимаю, почему современные японцы плохо помнят то историческое событие. Оно выветрено технологиями пиара обратного действия. Оказалось, что можно не только придумывать фантазийные картинки будущего, но и картинки прошлого, как не парадоксально. Мы это видим на искажении и нашей истории.
Я не удивлюсь современной социологии, что японцы плохо знают это событие. Мы воспринимаем это обострённо, и в этом наш нарратив к японцам – тот эпизод, который касается островов, они культивируют несколько десятилетий последовательно и упорно. Там где им надо «никто не забыт, ничто не забыто», Кунашир и Шикотан выдай и отдай, а есть и зеркальный пример».