Транспортные коммуникационные объекты являются местами повышенной опасности не только в силу технических составляющих, но и в силу того, что многие преступления и нарушения прав граждан происходят именно здесь. Через транспортные средства проходят многие криминогенные личности. Они, передвигаясь по республике на воздушном, железнодорожном, водном транспорте, совершают преступления. И для безопасности граждан и борьбы с нарушениями законов на транспорте, наведения порядка в таможенной сфере работает транспортная прокуратура.
Сегодня наш собеседник – старший советник юстиции, заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора Владислав Протодьяконов.
– Владислав Семенович, расскажите, пожалуйста, о себе.
– Окончил в 1998 году Институт прокуратуры Уральской государственной юридической академии. Службу в органах прокуратуры начал в 1998 году следователем прокуратуры Якутска, продолжил помощником прокурора, заместителем Якутского транспортного прокурора, Якутским транспортным прокурором. С сентября 2007 года назначен на должность заместителя Восточно-Cибирского транспортного прокурора (с дислокацией в городе Якутске), классный чин – старший советник юстиции.
– Когда была организована транспортная прокуратура?
– Восточно-Сибирская транспортная прокуратура является звеном системы межрегиональных транспортных прокуратур на правах прокуратур субъектов Российской Федерации, которые созданы Генеральным прокурором РФ в 2006-2007 году для усиления борьбы с нарушениями законов на транспорте, обеспечения безопасности его движения и эксплуатации, наведения порядка в таможенной сфере. В состав Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры входит 16 прокуратур (на правах районных), расположенные в 5 субъектах России: Иркутской и Амурской областях, Республиках Бурятия и Якутия, Забайкальском крае. В Якутии я курирую деятельность Якутской транспортной прокуратуры.
– Какие задачи стоят перед транспортной прокуратурой?
– Осуществление надзора за соблюдением законодательства в области воздушного, железнодорожного и водного транспорта, а также в таможенной сфере. В идеале мы должны стремиться к единообразному применению законов в государстве, постоянному совершенствованию правотворчества и его применения, это очень важно для нормальной жизнедеятельности. Например, люди должны быть уверены в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения. Для того чтобы работал принцип неотвратимости наказания, надо иметь подготовленные кадры и единообразно применять законы всеми государственными органами, участвующими в правоприменительном процессе. Эта задача выполняется неплохо, раскрываемость преступлений сегодня составляет на транспорте более 80%.
– По каким направлениям ведете свою работу?
– Если рассматривать объекты нашего надзора, то это все организации и должностные лица, осуществляющие свою деятельность на транспорте и в таможенной сфере. Наши приоритетные направления надзора – это безопасность граждан на транспорте, защита социальных прав трудящихся транспортного комплекса и потребителей транспортных услуг, координация борьбы с преступностью.
– Какие преступления и правонарушения происходят на транспортных объектах?
– Правонарушения на транспорте являются всего лишь частью общего состояния криминогенной ситуации в регионе. Причины их совершения лежат в одной социальной плоскости. Каждое происшествие, так или иначе, связано с человеческим фактором. Даже когда эксперты делают вывод о производственно-конструктивном недостатке детали, приведшем к происшествию, мы понимаем, что эту самую деталь создал человек. Преступность – это явление социальное. Противостоять этому надо, не только привлекая к уголовной ответственности преступников, но прежде всего, устраняя причины преступности. Все понимают, что человек не рождается правонарушителем, он им становится со временем под влиянием определённой среды. Нравственно здоровый человек всегда сможет отличить добро от зла, и поэтому вряд ли нарушит уголовный закон. Это ключ к решению проблем не только с преступностью, но и с другими видами нарушений.
– Случаются ли убийства на транспорте и какова ситуация с их раскрытием?
– Убийства на транспорте – это редкость. За последние 5 лет совершено 5 убийств, все они раскрыты. Основными причинами данных происшествий явились такие обстоятельства, как распитие спиртных напитков на трудовых местах работниками транспорта, присутствие там посторонних лиц, наличие огнестрельного оружия, отсутствие ведомственного контроля дисциплины в рабочее время. Как правило, убийства совершают пьяные в отношении своих же собутыльников.
– Что Вы думаете о профилактической работе по улучшению криминогенной ситуации в Республике Саха (Якутия)?
– Если говорить о правоохранительной системе, то её задача заключается в раскрытии, расследовании и осуждении преступника, т.е., реализации принципа неотвратимости наказания. Но это борьба со следствием, а не с причиной. Куда важнее создать такую среду, прежде всего информационную, для общества, которая бы формировала нравственно здоровых людей. Например, разве трезвый человек совершит какое-нибудь насилие? Вряд ли. Поэтому очень важно воспитывать людей, ведущих трезвый и здоровый образ жизни, развивать, прежде всего, духовные качества.
Кроме того, очень важна занятость населения: трудоустройство взрослых и досуг молодежи. Всё это надо сопровождать пропагандой трезвого и здорового образа жизни, возрождением духовного наследия наших предков, морально-нравственным воспитанием наших детей и внуков. Это задача всего общества и государства. Только на первый взгляд кажется все сложным. Проще пассивно наблюдать и кивать в сторону правоохранительных органов. Необходимо информирование населения о негативных последствиях такого образа жизни. Посмотрите на нашу молодёжь: с наступлением ночи она начинает «оживать», например, общаться в ночных клубах, «висеть» в Интернете. Мы как-то постепенно смирились с тем, что это обязательно влечёт за собой потерю здоровья, потерю концентрации внимания на учёбе. Начинать можно с малого. Почему бы не использовать во благо модное нынче увлечение походами в кино? Перед сеансами надо показывать антиалкогольные и антитабачные ролики. Темы роликов можно выбрать разнообразные: о патриотизме, о сельском труде, о семье, о дружбе народов. Ещё очень важно сократить социальное расслоение общества по доходам, чтобы достижение определённого комфорта было бы доступно всем слоям населения. Люди должны быть уверены в своём будущем и настроены на то, чтобы лично активно участвовать в его построении.
– В чем специфика работы транспортного прокурора?
– В принципе, организация служебной деятельности у нас не сильно отличается от других органов прокуратуры, коротко можно выразить так – это анализ, план, контроль, учёт и отчётность. То есть, мы анализируем текущее состояние законности на поднадзорной территории, выявляем проблемы применения права, несовершенство законодательства. С учётом анализа составляем план работы на определённый период (квартал, полугодие, год), где отражаем конкретные мероприятия (проверки, обобщения, оказание практической помощи и т.д.). Очень важно моделировать будущие результаты реализации нашего плана. Далее мы контролируем качество и сроки исполнения плановых мероприятий, учитываем их и отчитываемся перед руководством. Для этого мы ведём правовую статистику. Таким образом, специфика нашей службы заключается только в разграничении предметов прокурорского надзора. Полагаю, у нас есть определённая латентность правонарушений, т.к. пассажиры на транспорте обычно сталкиваются с проблемами в момент своего передвижения из одного населённого пункта в другой. Пользуясь случаем, призываю наших граждан обращаться всеми видами связи в транспортную прокуратуру по любым вопросам, касающимся нарушений их прав по адресу: Якутск, улица Халтурина, д.4/1, факс 22-47-72, электронный адрес Якутской транспортной прокуратуры: vstp20@irmail.ru. Мой служебный телефон 22-53-53, электронный адрес: vstp-pvs@mail.ru. Для нас очень важна обратная связь с обществом, доступность обращения людей к нам, оперативность и полнота принимаемых мер для защиты интересов государства и общества.
– Благодарю за интервью.
Александра Петрова.
«Ваше право». № 29, 26.07. - 02.08.2012
"Байкал24"