«Мне хорошо известно о фактах несвоевременной выдачи строительной документации и злоупотреблениях в этой сфере», – заявил в интервью корреспонденту газете «Областная» первый заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Битаров. С этого в преддверии Дня строителя начался разговор о ситуации в строительной отрасли. Александр Битаров подчеркнул, что в исполнительных органах, где данные нарушения имели случаи, планируются кадровые изменения.
– Александр Семенович, органы статистики отчитались, что в Иркутской области снижения объемов сдаваемого жилья в этом году нет, даже, напротив, отмечен рост на 6%. Какую ожидаете ситуацию в строительной отрасли в 2010 и 2011 годах?
– За прошедшие два года было начато строительство большого количества жилищных объектов. В 2009 году они достраиваются и сдаются в эксплуатацию. Как следствие – увеличение статистических показателей. Беспокоит в данный момент не настоящее, а будущее. Большинство застройщиков скорректировали свои планы, сократив количество строительных площадок. И причины понятны – резкое снижение платежеспособности населения, высокие ставки кредитных ресурсов. По данным, которыми располагаю я, спрос в среднем сократился в два раза. Сегодняшняя ситуация обязательно отразится на результатах 2010–2011 годов. Я хотел бы, чтобы мой прогноз не оправдался. С другой стороны, радует тот факт, что строительные организации не прекратили полностью производственный процесс. И правительство Иркутской области старается помочь предприятиям отрасли, прежде всего привлекая средства из федерального бюджета.
– Компании любыми путями пытаются достроить свои объекты, что чревато использованием некачественных и дешевых материалов в строительстве. Чем это грозит?
– Сегодня застройщики стараются оптимизировать свои расходы и, как следствие, применять более дешевое сырье, строительные материалы и оборудование. Исполнительными органами государственной власти субъекта выявляются факты несоответствия работ и материалов утвержденной проектно-сметной документации. В отрасли утверждены строительные нормы и правила, стандарты к применяемым материалам и производимым строительно-монтажным работам. Надзорные органы разных ветвей власти постоянно контролируют данный процесс.
Например, в качестве утеплителя можно применять не пеноплен, а пенопласт, разница в цене между этими материалами в разы. И СНиПы позволяют его использовать. Другое дело, что некоторые строители могут применять пенопласт низкой марки, это недопустимо. Со временем он даст усадку, в стенах появятся щели и, как следствие, промерзание. Проживание в таких домах не будет опасным, здание выдержит сейсмические нагрузки, но снизится уровень комфорта. Вряд ли кто из руководителей компаний рискнет уменьшить объем арматуры или применить бетон несоответствующей марки. За всем этим последуют крупные штрафные санкции.
– Как считаете, стоит ожидать роста числа обманутых дольщиков?
– Не хочется строить пессимистических прогнозов. «Обманутые дольщики» на совести непорядочных руководителей предприятий. Сегодня имеются факты несвоевременной сдачи жилых домов в эксплуатацию. В данном случае дольщики не обмануты. Имущество передается в более поздние сроки. Заключаются дополнительные соглашения к договорам участия в долевом строительстве. В этой ситуации действует правовой механизм защиты прав граждан, они могут обращаться в судебные органы.
– Где найти средства для реанимации отрасли?
– Московское агентство ипотечного жилищного кредитования обладает довольно большими ресурсами. Для реализации различных жилищных программ было выделено порядка 200 миллиардов рублей. Если в наш регион поступит два-три миллиарда, это будет реальная помощь. Ведется работа с кредитными организациями региона. Мы будем приглашать представителей банковской системы, договариваться с ними, чтобы они брали на себя чуть больший риск, чем сейчас. Сегодня сумма ипотечного кредитования граждан уменьшилась в семь-восемь раз, соответственно, население уже «не питает» строительный рынок финансами. Ведь никто не говорит, что кто-то из компаний намеренно обманывает своих дольщиков. Как обычно получается: 80% строящегося жилья компания продала, а 20% – нет. В итоге на завершение дома денег нет, строительство затормозилось. Покупатели боятся приобретать недвижимость в таком объекте. Нужно населению дать финансовые кредитные средства под разумные проценты, тогда и стройка продолжится. Также с банкирами будем решать, как реанимировать механизм кредитования застройщиков. Мы возлагаем надежду на финансы, которые поступили и еще поступят в регион по государственным программам. Они тоже оживят отрасль.
– Сколько федеральных денег поступило в строительную отрасль области, и в каких программах еще намерен участвовать регион?
– В 2009 году Иркутская область получила 953,96 миллиона рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Также к нам поступило 1,075 миллиарда из фонда реформирования ЖКХ на проведение капитального ремонта. Эти средства направлены в 16 муниципальных образований, в частности, областной центр получил 370 миллионов рублей. Планируем получить деньги и в следующем году. 1,3 миллиарда рублей направить на капитальные ремонты и 518 миллионов – на переселение граждан и снос ветхого и аварийного жилищного фонда. Кроме этого, у нас есть возможность проявить свои лоббистские возможности по северным переселенцам – то, что региону сегодня выделяется на данные цели, явно недостаточно. Считаю, есть шанс сумму увеличить. Серьезный финансовый объем закладывается в федеральном бюджете и на обеспечение квартирами ветеранов Великой Отечественной войны. Мы должны будем обязательно провести заявочную кампанию. Думаю, на миллиард рублей мы можем рассчитывать.
В 2009 году было подписано соглашение между правительством Иркутской области и Министерством обороны Российской Федерации, в соответствии с которым за счет военного ведомства должны быть приобретены 2600 квартир, из них 900 квартир – в 2009 году. Военные остановили свой выбор на Иркутске, Шелехове, Ангарске и Иркутском районе. На данный момент проведен конкурс на покупку 200 квартир в Иркутском районе на 694 миллиона рублей.
Всего с начала года в регион направлено более двух миллиардов рублей, остальные – в стадии поступления. В общей сложности в этом году реально получить до четырех миллиардов рублей.
– Будут ли изменения в региональном министерстве строительства и дорожного хозяйства?
– В правительстве Иркутской области ведется работа по утверждению структуры, в том числе исполнительных органов субъекта. Одновременно рассматривается несколько вариантов. Выбор будет за эффективной, слаженной и стабильной работой. Будущие структуры должны соответствовать исполнительным органам федеральной власти. Если говорить о взаимосвязи, то, на мой взгляд, дорожное хозяйство ближе к транспорту и связи, нежели ЖКХ. Поэтому дорожное хозяйство можно объединить с транспортом, а жилищно-коммунальное хозяйство со строительством. Но это – наработки, окончательного решения не принято.
– Вопросы выделения земель под застройку в Иркутске были переданы с муниципального уровня на областной, и, мягко говоря, процесс заморозился. Ожидаются ли какие-то подвижки в этом плане? Или в период кризиса вопрос выделения земель вообще неуместен?
– Этот вопрос крайне актуален в любое время. Даже в период экономической нестабильности организации и граждане готовы приступить к строительному процессу. Тему выделения земельных участков в Иркутске ни в коем случае нельзя блокировать. Зачастую застройщику некуда перебросить свои силы из-за отсутствия площадки. Конечно, земельный участок можно купить на рынке, но цена высокая, и это скажется на конечном продукте. В скором времени правительство Иркутской области начнет процесс проведения аукционов по продаже земельных участков.
– В Иркутской области много домов, которые заселены, но не сданы в эксплуатацию. Получается, что люди в них живут, но прав на имущество не имеют. Как эту проблему решать будете?
– Налицо слабая работа наших надзорных органов, отсутствие правового механизма воздействия на застройщика. По-моему поручению подготовлен перечень заселенных, но не введенных в эксплуатацию домов. Планируем совместно со строителями выработать механизм их подготовки к вводу. При надзорных органах созданы комиссии, где заслушиваются «нерадивые» руководители компании. Я считаю, что муниципальные власти занимают недостаточно активную позицию в решении данных вопросов. Соответственно, и структурные подразделения правительства, курирующие данное направление, не дорабатывают. Министру строительства и дорожного хозяйства Иркутской области поручено активизировать работу по этой проблеме.
– А как будет решаться ситуация, которая, как мне кажется, вполне возможна в условиях кризиса – компании дома достроят, в эксплуатацию не введут и обанкротятся. И количество незавершенных объектов вырастет в разы. Как здесь быть?
– Если взять, к примеру, Иркутск, то в городе таких объектов много. Они были построены не только в последние два-три года, но и 10–15 лет назад. Чем это чревато? Люди живут, не имея юридического адреса, прав на свое недвижимое имущество, не могут данное имущество ни продать, ни заложить, ни завещать. Соответственно, не платят налогов, ведь квартиры не зарегистрированы. Из-за отсутствия прописки по месту проживания имеется проблема устройства детей в детские дошкольные учреждения и школы. Если компания успешно работает сегодня, но за ее плечами брошенные дома прошлых лет, думаю, что в рамках действующего законодательства РФ необходимо изыскивать механизмы воздействия на застройщика, помогать гражданам в вводе объектов в эксплуатацию. Для этого нужно выходить с инициативой в законодательные органы власти, работать с депутатами госдумы от региона.
– В то время, когда вы были в бизнесе, руководили строительной компанией, наверняка сами нередко сталкивались с тем, как сложно решаются вопросы во властных структурах, насколько трудно и долго получить необходимую документацию. Не секрет, что у строителей чиновники банально вымогают взятки…
– Мы начинаем проводить чистку в тех органах, к которым были наиболее серьезные претензии со стороны строителей, граждан, где присутствовали явные злоупотребления. Я не могу обещать, что не будет ни одного случая коррупции в данной сфере, но, то, что я приложу все усилия для того, чтобы не допустить данные факты в возглавляемых мной исполнительных органах Иркутской области, – гарантирую.
– Получается, что строителям с назначением вас на должность первого заместителя председателя правительства Иркутской области повезло, для них вы – свой человек, не понаслышке знакомый с проблемами отрасли.
– Мне хорошо известны проблемы отрасли в целом и отдельной организации в том числе. Знаю, в каких структурах затягиваются сроки выдачи документации, и как это происходит. В ряд подразделений правительства Иркутской области, на которые было много нареканий со стороны строительных предприятий и населения, подбираются новые руководители. Надеюсь, что возглавлять данные структуры будут ответственные и порядочные люди. Долгое время строители просто не могли встретиться с представителями власти, заявить о своих проблемах. Сразу после празднования нашего профессионального дня пройдет рабочая встреча с руководством Союза строителей Иркутской области, где будут обозначены те проблемы, которые острее всего назрели в отрасли.
Александра Белкина
<a href='http://www.vsp.ru'>ВСП</a>