Сейчас идет сокращение вооруженных сил, количество воинских частей уменьшается. Раньше их было 6000, сейчас 2500, а останется только 1500. Части укрупняются, интегрируются. То же самое происходит и с военными городками. Это происходит в том числе и потому, что многие части расположены друг от друга на расстоянии не более 100 км, и при этом они подчиняются одному штабу. Каждая часть имеет свою котельную, свои склады, столовые, караулы и прочее, прочее. В результате, солдаты вместо того, чтобы заниматься боевой подготовкой, ходят через день в наряд на кухню и в караул. И получается, что солдат за целый год ни разу не стреляет из автомата.
Теперь все эти гарнизоны соберут в один, и обслуживать этот гарнизон будут гражданские люди, а солдаты будут заниматься тем, чем им и положено – боевой подготовкой. Вот в этом и состоит замысел Министерства обороны. Надо сказать, что эта идея вполне разумна.
То же самое касается и аэродромов. Из 150 аэродромов, которые есть сейчас в Вооруженных Силах, останется только 27. Обслуживание каждого аэродрома обходится государству в год приблизительно в 1 млрд. рублей. И при этом не все из них имеют современную навигационную и приводную технику, что показала трагедия, произошедшая с польским самолетом под Смоленском.
Что касается военных городков, которые будут освобождены от военнослужащих, то они будут переданы местному населению. Но с этим будет, конечно, большая проблема, потому что местные власти не хотят принимать на свой баланс эти городки, так как их нужно ремонтировать и поддерживать. Людям, живущим в этих городках, которые потеряли связь с армией, нужно обеспечивать тепло, воду, канализацию и многие другие условия проживания, которые присутствуют в каждом населенном пункте. Армия, например, до сих пор не сумела передать те городки, которые освободились ранее, потому что местные власти не хотят их брать на баланс.
Результаты данной реформы будут видны на выходе. Все реформы Вооруженных Сил оцениваются боевыми действиями, реальным боем. Если после этих реформ, армия будет высокотехнологической, компактной, мобильной и мощной, если она сможет решать боевые задачи так, как их решают вооруженные силы, например, США, Германии, Франции, Великобритании, – то можно считать, что реформа удалась. Пока уверенности в этом нет.
Само укрупнение военных частей, конечно, разумно. К примеру, если на аэродроме стоит один самолет, то зачем нужны эти самолет и аэродром? Многие аэродромы в нашей стране создавались для третьей мировой войны. Третьей мировой войны, возможно, к чьему-либо сожалению, не будет. И перед армией сейчас не стоят такие задачи, которые стояли перед ней 40–50 лет назад. Поэтому сейчас надо просто жить по средствам. И если при этом есть возможность сделать так, чтобы солдаты чувствовали себя людьми, а офицеры не ощущали себя люмпенами, то это очень хорошо. Надо сделать так, чтобы жизнь их была достойной, чтобы армия не была пугалом для народа.
Но все это делать нужно, конечно, разумно, не через колено, не проезжать, как каток, по человеческим судьбам, как сегодня это иногда происходит. Но это уже совсем другой разговор.
Виктор Литовкин