Регионы просят вернуть социально-экономические разделы в новый проект по развитию Байкала

Власти Иркутской области и Бурятии настаивают на корректировке подготовленного Минприроды РФ проекта "Уникальный Байкал", из которого были исключены блоки по социально-экономическому развитию территории. Регионы предлагают вернуться к разработанному ранее проекту "Байкал: великое озеро великой страны" (БВОВС) с комплексным подходом в развитии Байкальской природной территории (БПТ), при котором экология и социально-экономическое развитие увязаны между собой. 


Ранее начальник управления Аналитического центра (АЦ) при правительстве РФ Денис Ершов сообщил ТАСС, что паспорт проекта БВОВС, призванного заменить действующую федеральную программу по охране озера Байкал, был подготовлен АЦ совместно с регионами и широким кругом экспертов. Затем документ, по его словам, был представлен в Минприроды, откуда для дальнейших согласований вышел под названием "Уникальный Байкал", из которого исключили предложения по формированию бизнес-климата, организации туризма на Байкале и созданию соответствующей инфраструктуры. В окончательном виде документ должен быть принят к 1 июля 2017 года.

Краткость не оценили

Письмо за подписью губернатора Иркутской области Сергея Левченко с просьбой вернуться к первоначальной версии проекта развития Байкала направлено в адрес министра природных ресурсов Сергея Донского, сообщил сегодня ТАСС министр экономического развития региона Евгений Ораческий. 

-Наша задача - совместно организовать новую модель управления процессами жизнедеятельности территории вокруг Байкала. На наш взгляд, реализация исключительно природоохранных мероприятий не соответствует международному опыту, является крайне затратной и неэффективной, что не приводит к достижению поставленных целей, - привел он слова из письма Левченко.

Не приняли предложение Минприроды РФ и в соседней Бурятии.

-Подготовлено заключение на представленный паспорт с предложением о сохранении в проекте мероприятий по направлению "Туризм: используя потенциал, сохраняя природу". Они включают рекреационные и автотуристские кластеры, особую экономическую зону "Байкальская гавань", историко-культурные объекты на общую сумму 65,5 млрд рублей, - рассказала ТАСС председатель комитета по туризму Минэкономики Бурятии Баярма Цыдыпова.

По ее словам, республиканские власти также будут ходатайствовать о сохранении в паспорте проекта мероприятий по направлению "Бизнес-среда и инфраструктура", где речь идет о проектах по реконструкции региональных автодорог и развитии воздушного транспорта, проектах по созданию экологически ориентированных инновационных производств на общую сумму 138,6 млрд рублей.

Донской, в свою очередь, ранее сообщил, что решение министерства по изменению концепции развития Байкала "идеологию (проекта) не нарушает". Он пояснил, что министерству в качестве первоочередной была поставлена задача подготовить предложения по экологической реабилитации Байкала. По его словам, специалисты Минприроды "написали, что в высокой степени готовности есть еще блоки, связанные с туризмом, с социально-экономическим развитием и вообще в целом с развитием БПТ". Донской добавил, что если в министерство поступит поручение от правительства, то социально-экономические разделы будут возвращены в проект.

За устойчивое развитие

Основным преимуществом новой концепции развития Байкала в том виде, в котором она была предложена изначально, является опора на принципы устойчивого развития - баланс между экономикой, экологией и вовлечением в процесс развития территории местного населения, отметил член рабочей группы по проекту БВОВС, директор туроператора "Байкалов" Анатолий Казакевич. "Система не будет стабильной, если мы забудет одну из составляющих. Предложение Минприроды сосредоточиться исключительно на расходах на экологии приведет к тому, что бюджетные средства будут "освоены", а Байкал - одна из визитных карточек России - так и останется в неприглядном виде", - пояснил он.

Без вложений в развитие территории долгосрочный эффект "Уникальный Байкал", несмотря на внушительный объем запланированных расходов (более 186 млрд рублей), скорее всего, не даст, отметила иркутский эколог, руководитель фонда "Возрождение земли Сибирской" Елена Творогова.

-На берегах Байкала проживают порядка 120 тыс. человек. Куда будет направлен этот ресурс? Возможность создания новых рабочих мест в Центральной экологической зоне БПТ весьма ограничена из-за жесткого экологического законодательства. В ближайшее время этим людям запретят ловить омуль (эмбарго на омулевую рыбалку предполагается ввести с 2018 года - прим. ТАСС). Мы должны понимать, что социальное неблагополучие в конечном итоге окажется несовместимым с задачами сохранения экологии на Байкале", - пояснила эксперт.

За социальное благополучие местного населения в условиях экологических ограничений опасаются также и в Бурятии. 

-В паспорт проекта закладывались предложения по строительству туристских кластеров, развитию новых территорий - Баргузинcкого и Курумканского районов, Северобайкальска, лечебного курорта Хакусы, мыса Котельниковский, - отметила Цыдыпова. - А что делать местному населению в условиях экологических ограничений? Чем заниматься? Как развивать территории, строить туристскую инфраструктуру?"

Броуновское движение туристов


По прогнозам, в этом году Байкал столкнется с ростом турпотока на 30% по сравнению с прошлым годом, но новых объектов инфраструктуры, судов, причалов, маршрутов за это время не появилось, отметила Творогова.

-Значит, туристы будут ходить там же, где ходили в прошлом году, и те хрупкие эндемики, которые смогли выжить под ногами до этого, нынешнего сезона могут просто не пережить, - сказала эколог, - Антропогенная нагрузка на заповедные территории Байкала, в частности на остров Ольхон, растет с геометрической прогрессией, чтобы ее снизить, нужны четкие правила и принципы. Люди понимают, что такое правила дорожного движения, но не понимают, что можно и что нельзя делать на особо охраняемых природных территория (ООПТ). Начинать нужно с зонирования территории, которое совершенно четко определит - где можно и где нельзя передвигаться на машине, ставить палатку и так далее.

Разрабатывая паспорт проекта БВОВС, экологи совместно с представителями турбизнеса предложили концепцию развития туризма на Байкале, при которой снижается нагрузка с заповедных территории, а до 80% массового туризма сосредотачивается на юге озера, наиболее развитом с точки зрения транспортной инфраструктуры, отмечает Казакевич. По его словам, рабочей группой были предложены семь основных маршрутов, которые, в том числе, работали бы на объединении территорий побережья, относящихся к разным субъектам - Бурятии и Иркутской области. Направление туристических потоков по конкретным маршрутам положило конец "броуновскому движению" туристов на Байкале, это предложение имеет четкую экологическую направленности и заслуживает федеральной поддержки, заключил эксперт.

По материалам ТАСС.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ