Максимально открыв дорогу малому и среднему бизнесу, государство сделало потребителей беззащитными
Цены на продукты растут как на дрожжах, а качество обслуживания покупателей не выдерживает никакой критики. В конце января мы уже рассказывали нашим читателям, к каким уловкам прибегают торговцы, чтобы сбыть давно просроченный товар. Они стирают даты изготовления, перебивают сроки годности, смешивают старые продукты со свежими, переклеивают этикетки и ценники, устраивают привлекательные распродажи. После этой публикации в редакцию «Пятницы» позвонили десятки читателей, которые рассказали, как стали жертвами подобных обманов. В черном списке оказались и маленькие павильоны, и популярные супермаркеты, и огромные продовольственные рынки. После того как президент Дмитрий Медведев защитил предпринимателей, сказав: «Хватит кошмарить бизнес», правила продажи продуктов значительно упростились. Была отменена обязательная сертификация продуктов, ГОСТы из обязательных стали добровольными, и даже чтобы проверить торговые точки, необходимо заранее оповещать об этом через Интернет. О том, к чему это в конечном счете приводит, сегодня в «Пятнице».
Звонок читателя
Муж нашей читательницы — иркутянки Лидии Михайловны Леоновой — пополняет продуктовые запасы на одном из оптово-розничных рынков города. Супруги живут в загородном доме, поэтому покупают продукты впрок. Когда хозяйка дома начала готовить обед, обнаружилось, что кое-что из купленного придется выбросить. «Открыла банку зеленого горошка. Смотрю, вместо горошка месиво какое-то, и тут же пошел отвратительный запах. Стала осматривать банку. Вроде бы обертка выглядит нормально: чистенькая, новенькая.
Срок годности продукта — до конца июня нынешнего года. Но когда сняла эту бумажку, ужаснулась — банка под ней была покрыта ржавчиной. Стала искать срок изготовления, оказалось — горошек законсервировали восемь лет назад, в 2003 году. Настроение, конечно же, испортилось, ведь таких банок муж купил несколько. Стала звонить в Роспотребнадзор, но там мне сказали, что смогут провести проверку торговой точки только на основании письменного заявления, к которому будет приложен кассовый чек, а такого чека продавец мужу не дал».
Как и многие покупатели, муж Лидии Михайловны оказался в законодательной ловушке — в связи с изменениями в административном кодексе, которые утвердили депутаты Государственной думы, иметь кассовый аппарат мелким предпринимателям теперь необязательно. Грех не воспользоваться такой возможностью торговцу, который заведомо настроен обмануть своего клиента. Ведь доказать, что ты купил просроченный продукт именно в этом павильоне, без чека невозможно.
Советское прошлое
Можно до бесконечности выплескивать эмоции и раздражаться по поводу незащищенных покупателей, но это не даст никакого результата, пока законодатели не встанут на сторону потребителей. Кстати, в советское время торговля была хоть и не идеальной — с теми же обвесами, просрочками, обсчетами, но контролирующие органы имели все полномочия наказывать продавцов за обман. О том, как это было, вспоминает читатель «Пятницы» Вадим Иванов, который проработал в правоохранительных органах почти тридцать лет. Он был сотрудником подразделения, одно название которого наводило ужас на торговцев, — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). «Обвес до пятидесяти граммов был достаточным основанием для составления милицейского протокола, за которым могло последовать возбуждение уголовного дела и передача материалов в суд», — вспоминает Вадим Николаевич.
Кстати, сейчас план проверок торговых точек ведомственные органы обязаны готовить заранее и размещать на своих сайтах в Интернете. Естественно, заинтересованные лица тоже имеют доступ к этому ресурсу, поэтому отслеживают такую информацию и к объявленной дате готовятся очень тщательно. Вадим Иванов говорит, что раньше доступ к такой информации имели лишь несколько проверенных сотрудников ОБХСС. Более того, данные шифровались, чтобы не произошло случайной утечки информации: «У каждого магазина был свой номер. В разговоре мы озвучивали только цифры, не называя ни адресов, ни фамилий заведующих. Такие проверки на каждой торговой точке проходили один-два раза в месяц».
Штатные сотрудники ОБХСС не заходили внутрь торговой точки. Контрольную закупку проводили внештатные сотрудники, потому что опытные продавцы — хорошие психологи, сотрудников ОБХСС они узнавали по одному взгляду. Милиционеры тоже могли определить по поведению работницы прилавка, честно или нет она работает. О некоторых продавцах бывшие сотрудники ОБХСС вспоминают с большим уважением: «Была одна женщина, работала в магазине в районе аэропорта. Стаж в торговле больше тридцати лет. Она обслуживала покупателей так: кинет кусок курицы на весы, там стрелки ходуном ходят, а она уже считает стоимость, потом достанет бутылку вина, плеснет в рюмку без мерного стаканчика. Все, готово. Сколько раз мы пробовали ее ловить на обвесах, ни разу не попалась. Все сходилось до грамма и миллилитра. Глаз алмаз!»
Но это исключение из правил. В основном попадались, и нередко по-крупному. Вадим Иванов рассказал случай, который произошел в середине 80-х годов в поселке Большой Луг. Сильный пожар случился в продуктовом магазине, и заведующая воспользовалась этой возможностью, чтобы вынести из торговой точки товары, которые на тот момент являлись предметами роскоши — хрусталь, меха, коньяк, золото. Она намеревалась списать их, а затем сбыть по спекулятивной цене. Сделать это ей не удалось. Сотрудники ОБХСС раскрыли преступление. В итоге суд лишил ее свободы на двенадцать лет.
Кстати, в воспитательных целях молодых сотрудников ОБХСС отправляли на заседания таких судов, чтобы не было соблазна брать взятки, которые предлагались очень часто. «Торговцы, которые попались, все готовы были отдать. Средний размер взяток — около полутора тысяч рублей. Можно было месяц отдыхать всей семьей в Сочи. Но на моей памяти был только один случай, когда сотрудники согласились на это. Да и то это были внештатники нашего отдела. Взяли по триста рублей, потом отсидели за это по восемь лет», — рассказывает Вадим Николаевич.
Российское настоящее
То, что творится в торговле сейчас, Вадим Иванов считает полным беспределом. И это действительно так. Вот, к примеру, результаты недавней проверки продуктов в иркутских супермаркетах, которую провели независимые эксперты общественной организации «Народный контроль». Закупки продуктов в ходе этого рейда проводились в супермаркетах «Цезарь», «Багира», «Слата», «Бонус» и «Поляна». В рейдах приняли участие генеральный директор Центра контроля качества Инга Колесова, руководитель Ассоциации по защите прав потребителей, малого и среднего бизнеса Приангарья Анна Дюкарова, эксперт по добровольной сертификации из Центра контроля и качества Елена Сальникова и в качестве беспристрастных наблюдателей — представители СМИ, в частности газеты «Пятница».
— Преимущественно мы выбирали продукты местного производства: салаты, мясные полуфабрикаты, рыбные пресервы. Ценовая категория тоже имела значение, в закупку шло то, что может себе позволить среднестатистический покупатель, — рассказала Инга Колесова. Еще в супермаркетах Анна Дюкарова обращала внимание на внешний вид товара: мясо выглядело перемороженным, у рыбы был странный оттенок «второй свежести». Но полную экспертизу продукты проходили в ФГУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория». Там была произведена проверка на соответствие стандартам санитарно-эпидемиологических требований. Результаты оказались ошеломляющими — практически во всех образцах были обнаружены кишечная палочка и анаэробные инфекции, вызывающие пищевое отравление. Как считают эксперты, вредные организмы появились в продуктах из-за неправильного температурного режима при хранении.
— Салат из «Слаты» с загадочным название «Секрет» раскрыл свою тайну — в нем находилась кишечная палочка. Так же, как и в ливерной колбасе «Славянская» и ленивых голубцах из супермаркета «Багира». Опасным для здоровья специалисты признали салаты и рыбные продукты из «Цезаря» и «Поляны» — в них обнаружены вредные анаэробные микроорганизмы, — поделился результатами проверки председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Иркутской области, куратор партийного проекта «Единой России» «Народный контроль» Сергей Курилов. — Цель прошедших рейдов не массовый налет на предпринимателей, а выстраивание системы контроля качества. Одними закупками и экспертизами мы многого не добьемся. Добровольную сертификацию должны будут пройти все производители продуктов. Пока же мы будем регулярно проводить рейды народного контроля, чтобы пробудить ответственность и советь предпринимателей, продающих некачественный товар. Сегодня за этим проще следить посредством общественных организаций, — сказал Юрий Фалейчик, председатель Комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Заксобрания.
Привлечь к ответу недобросовестных предпринимателей общественные организации по закону не могут, но результаты проверки уже направлены в Госветнадзор и Роспотребнадзор, где будут приниматься необходимые меры.
Накрыли «Поляну»
В целях выявления контрафакта в одном из магазинов Правобережного округа было изъято более 50 литров алкоголя. Сотрудники экспертно-криминалистического центра при ГУВД Иркутской области выявили, что половина этого алкоголя не соответствует требованиям качества. То же и с водкой «Балтийская волна», продаваемой в супермаркете «Поляна», — продукт оказался контрафактом.
ЕЛИЗАВЕТА КЛИНОВА, ОЛЬГА МИРОШНИЧЕНКО. Фото ОЛЬГИ МИРОШНИЧЕНКО и СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО