Правительство Иркутской области и ВСЖД договорились о распределении капитала пригородной пассажирской компании.
ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» (БППК) начнет выполнять перевозки с 1 апреля 2011 года, пообещал вчера замгубернатора Иркутской области Валерий Гребенников на сессии законодательного собрания, где рассматривался соответствующий запрос депутатов главе области Дмитрию Мезенцеву. Господин Гребенников заверил, что до конца марта БППК будет зарегистрирована и получит лицензию, а продолжать дискуссию по распределению пакета акций между правительством региона и ОАО РЖД стороны смогут уже в рамках созданной компании. Именно по этой причине процесс создания регионального перевозчика зашел в тупик: губернатор Иркутской области настаивает на паритете, а РЖД хочет видеть у себя контрольный пакет акций.
Вчера накануне сессии законодательного собрания, в повестке которой значился запрос группы депутатов к губернатору Дмитрию Мезенцеву о ситуации с организацией пригородных пассажирских перевозок на территории области, этот вопрос обсудил комитет заксобрания по собственности и экономической политике. Напомним, в связи с тем, что Байкальская пригородная пассажирская компания до сих пор не создана, этот вид услуг региону предоставляет перевозчик из Красноярского края ОАО «Краспригород», договор с которым истекает 31 марта. От правительства Иркутской области на комитете выступил заместитель губернатора Валерий Гребенников. Он сообщил, что договоренность с ОАО РЖД о создании компании на условиях паритета, на котором настаивал иркутский губернатор и из-за чего вопрос создания БППК затягивался, наконец достигнута. «Можете ли показать письмо Якунина по этому поводу?» — усомнился депутат Геннадий Истомин. «Вы прекрасно знаете, что такого письма не существует, зачем задаете провокационные вопросы?» — прозвучало в ответ.
Как сообщил начальник ВСЖД, депутат заксобрания Анатолий Краснощек, у губернатора и президента РЖД действительно состоялся телефонный разговор, и последний выразил согласие передать области контрольный пакет акций. Первоначально предполагалось, что 51% будет в собственности железной дороги. «Я считаю, что компания, в которой капитал будет распределяться по принципу 50% на 50% не имеет права на жизнь»,— выразил свое мнение господин Краснощек. При этом он сообщил, что в среду пошел на уступку губернатору и подписал соглашение о создании БППК по принципу паритета. «Уже хоть как, лишь бы компания была»,— прокомментировал начальник ВСЖД свою позицию. Он пояснил, что с начала года ВСЖД получила с населения 70 млн рублей, но из-за того, что пригородная компания не создана и не утвержден ее бюджет, дорога не может распорядиться этими деньгами, «ни сами воспользоваться, ни перечислить „Краспригороду”». Господин Краснощек заверил собравшихся, что в России помимо Иркутской области пригородные компании не созданы только «на Кубани и в Бурятии», при этом в последнем случае уже имеется договор о намерении создать ее, в конце февраля документ был подписан между правительством республики и РЖД.
Красноярскому перевозчику ВСЖД выставила за январь и февраль счет в размере 255,4 млн рублей за предоставление в аренду подвижного состава. «Понятно, что в качестве затрат, понесенных в результате осуществления пригородных перевозок в Иркутской области, „Краспригород” предъявит сумму, превышающую эту»,— сказал Краснощек.
Валерий Гребенников на это заметил, что для начала «Краспригороду» предстоит доказать свои расходы в суде. «Мы не собираемся идти на поводу и оплачивать чрезмерные аппетиты»,— подчеркнул он.
Господин Гребенников признал, что вопрос создания компании действительно затянулся. «Договорились о распределении уставного капитала компании и теперь ждем решения совета директоров РЖД, а заседание постоянно переносится с января, очередная дата назначена на 15 марта»,— пояснил он. То, что имеется договоренность о включении этого вопроса в повестку совета директоров, подтвердил и Анатолий Краснощек.
«Мяч сейчас на стороне РЖД, ждем решения»,— сообщил министр имущественных отношений Иркутской области Михаил Карасев по вопросу распределения уставного капитала создаваемой компании. Геннадий Истомин сравнил процесс создания перевозчика с процедурой вступления в брак. «Один идти в загс не может, только вдвоем,— заявил он.— Так что договаривайтесь с РЖД»,— рекомендовал он областным властям.
Михаил Карасев также отметил, что затраты, которые предъявлены ВСЖД к включению в бюджет на покрытие убытков пригородных перевозок «совершенно непрозрачны». «Именно поэтому идет диалог»,— сказал Михаил Карасев. Напомним, в бюджете региона на 2011 год на эти цели предусмотрено 100 млн рублей, ВСЖД оценила убытки в 935 млн рублей.
Анатолий Краснощек, ранее заявлявший о том, что с 10 марта ВСЖД будет вынуждена ограничить аренду составов «Краспригороду» на 50%, а с 1 апреля вовсе прекратить, вчера сообщил, что если компания не появится к 1 апреля, то ничего страшного не произойдет, выполнять эти услуги продолжит красноярский перевозчик.
«Методика формирования расходов одна, так что нет разницы, кто осуществляет перевозки, Краспригород или Байкальская пригородная компания, поэтому областной бюджет ничего не теряет»,— сказал Михаил Карасев. Тем не менее депутаты решили взять на особый контроль этот вопрос и изучить возможные потери бюджета после того, как «Краспригород» предъявит свои затраты области для возмещения. «Ущерб мы потом посчитаем»,— пообещал Геннадий Истомин.
Далее обсуждение вопроса создания компании переместилось в законодательное собрание. Губернатор, с утра принимавший участие в работе областного парламента, к моменту обсуждения этого вопроса прямо с сессии отправился в командировку. Поэтому ответ перед депутатами снова пришлось держать господину Гребенникову.
«Никто из сторон не возражал увеличить уставный капитал с первоначально предложенного 1 млн рублей до 10 млн рублей. Проблемой стал вопрос его разделения. И губернатор с самого начала предлагал поделить капитал ровно пополам. Но ВСЖД и некоторым образом РЖД (так как неизвестна окончательная позиция) настаивали на том, чтобы контрольный пакет был у них. Теперь ждем окончательного решения от совета директоров РЖД, который должен собраться 15 марта. Нами принято решение создать компанию на любых условиях, зарегистрировать ее, открыть лицевой счет, получить лицензию и начать возить пассажиров. А животрепещущий вопрос по разделению капитала продолжим уже в рамках созданной компании. Ведь обсуждение вопросов по выпуску акций никак не мешает пере возке пассажиров»,— отчитался перед депутатским корпусом Валерий Гребенников. При этом зам губернатора отметил, что если решение этого вопроса зайдет в тупик, то область согласится на 49% акций. «Якунин был согласен на паритет еще в декабре. На сегодня есть договоренность о перспективе передать в дальнейшем 51% акций области, а 49% оставить в собственности железной дороги»,— сделал ответный реверанс господин Краснощек.
Депутаты приняли решение оставить вопрос создания БППК и дальше у себя на контроле.
Екатерина Еременко