В театральном пространстве Байкала

На турбазе поселка Большое Голоустное состоялся финальный этап областного фестиваля

любительских театров «Алые паруса». Инициаторы проекта — Молодежное театральное движение (МТД) под патронатом Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова — впервые решили изменить форму фестиваля, переведя его в рамки арт-мастерской с названием «Театральное пространство Байкала». Шесть дней, проведенных на берегу Байкала, стали для всех участников событиями непроходящими, достойными восторженных воспоминаний. Непроходящими настолько, что хотелось воскликнуть: «Театр, пожалуйста, будь!», «Театр предлагает будущее!»

Как вы яхту назовете...

Арт-мастерская собрала более ста двадцати творческих молодых людей со всех уголков нашей области. Кроме того, в ее работе приняли участие режиссеры любительских театров, специалисты в области театрального дизайна, фотографии, журналистики.

В чем причина смены привычного названия, участникам было объявлено в первый день. До настоящего момента предполагалось, что все коллективы приезжают исключительно для посещения мастер-классов, показа спектаклей, работы на театральных тренингах. Новый формат позволил начать более плотное общение друг с другом, сделав незаметный переход в движение самоорганизации.

Для того чтобы пространство Байкала стало называться театральным, коллективы были распределены по мини-мастерским трех направлений. Участники «Предлагаемых обстоятельств» обеспечивали любительские театры, а также мастер-классы и мероприятия других мастерских всем необходимым, начиная от расстановки стульев и заканчивая мытьем полов. Все, кто попал в мастерскую «Атмосфера», занимались созданием сюжетной канвы целого дня, в которую входили зарядка, послеобеденные и вечерние мероприятия. «Событийный ряд» занимался информативным освещением работы предыдущего дня.

Театральная атмосфера, которая была закреплена в названиях мастерских, ни на минуту не отпускала ее участников. А это, в свою очередь, закрепляло процесс погружения в театральные реалии всей работы арт-мастерской. Событий было немало — мастер-классы, спектакли, неформальное общение коллективов.

Выпустить себя наружу

Основные мастер-классы для участников — актерская импровизация и сценическая речь — стремились научить ребят слушать свое тело, голос, по максимуму отдавать в спектаклях эмоции и темперамент, которые требуются для роли. В течение всех фестивальных дней сформированные по возрастному принципу группы придумывали этюды, напрягали голосовые регистры, встраивались в незнакомую ситуацию и «перекатывали» звук по всему телу. Педагоги Надежда Славная (Иркутск) и Саша Прайс (Германия) добивались не столько результата, сколько раскрепощения участников мастерских. Для Прайса, например, главным показателем «хорошо-плохо» являлась... улыбка: «Если человеку нравится то, чем он занимается, ему радостно, он будет улыбаться. Если же это не так, тогда браться за дело не стоит. Я хочу, чтобы на моих занятиях ребята больше улыбались, и тогда у нас все получится».

Но если улыбаться на занятиях по сценической речи во время выполнения упражнений, то звук получится плоским и все придется переделывать. А вот хорошее настроение на классах по актерской импровизации, да еще и европейской направленности необходимо. Результаты такого настроя не заставили себя ждать: спустя несколько занятий во время спектакля одна актриса настолько легко и непринужденно сыграла роль, что потрясла своего режиссера, не единожды на репетициях пытавшегося добиться от нее нужного результата.

Параллельно с мастер-классами актерской специализации работал и цех команды TeatPRroject. Начинающие рекламщики, фотографы, журналисты, художники и дизайнеры — победители конкурсов, проведенных МТД среди студенчества Иркутска, занятия которых проводили педагоги Ольга Чумаченко (Театр и фотография), Татьяна Скородумова (Графика и дизайн) и Светлана Жартун (Театр и журналистика), шаг за шагом разбирали тонкости своего дела и получали задания на день. Состав ТеаtPRoject хоть и отличался от участников театральных коллективов, но никто и ничто не мешало командам перемешиваться и приходить на занятия друг к другу. Зоны отчуждения, которая могла бы помешать общению или работе над проектами, попросту не было. Все сидели за общим столом, ели одну еду, ходили на одни мероприятия, смотрели одни и те же спектакли...

От абсурда к комедии

В арт-мастерской приняли участие девять любительских коллективов как с богатой историей, так и совсем недавно образовавшихся. Театры из Иркутска, Братска и поселка Мишелевка; театры студенческие и школьные; театры, прикрепленные к учебному заведению, и те, что находятся в свободном плавании. Организаторы арт-мастерской составили совершенно замечательный по своей разноплановости репертуар, так что зритель мог в один день увидеть театр абсурда и классическую постановку. На сцене сменяли друг друга Александр Вампилов, Теннесси Уильямс, воспоминания детей блокадного Ленинграда и многое, многое другое.

Театр-клуб-студия «Диалог» показал «Варшавскую мелодию» по пьесе Леонида Зорина и инсценированный рассказ «Встреча» Валентина Распутина. Режиссер постановок Валентина Просекина оставалась верна себе: она говорила со сцены о любви, которая остается с человеком на всю жизнь. «Встреча» — этот спектакль отличался своей литературностью (ни одно слово автора не было купировано) и потому стал образцом грандиозности и вечности чувств человека, обреченного на неразделенность любви.

«Театр +» из Братска обратился к пьесе «Пикник» эпатажного испанского драматурга Фернандо Аррабаля, написанную в жанре абсурда. Острая тема войны в этом спектакле нашла свое отражение в необычной форме. Исполнители показали новое видение проблемы мировых и локальных войн, заставляющих зрителей иначе взглянуть на многие вещи и, вероятно, с большей уверенностью отвечать на вечные вопросы о причинах вражды между народами, приводящей к войне и смерти.

И вновь спектакль о конфликте, чуть ли не приведшем к гибели одного из героев. Театр «Предместье» НИ ИрГТУ показал постановку инсценированной повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска», написанную автором более сорока лет назад. Почему сегодня она звучит современно? Потому что проявленные в человеке чувства ненависти, жажды мести, отчаянный поиск истины там, где ее быть не может, во временном разрыве невозможны. Человек так устроен: в любви и ненависти он способен достигать пика вершин.

Доказывает этот постулат и спектакль «Эпос хищника», поставленный по рассказу Леонида Каганова театром «Кот». Даже в ситуации выбора между жизнью и гибелью человек может найти выход, который позволит спасти не только себя, но и ближнего.

«Истории Антоши Чехонте» — так называется постановка студенческого театра ИГМУ «Событие» по рассказам Антона Павловича Чехова, вызвавшая улыбки не только участников арт-мастерской, но и всех, кто находился на турбазе Большого Голоустного и стал ее зрителями. Постановщик Надежда Славная, предваряя спектакль, говорила, что автору было приблизительно столько же лет, сколько его зрителям дня сегодняшнего. Искрометный юмор, незатейливость повествования, стремительность режиссерских приемов сделали спектакль по-настоящему театральным и запоминающимся.

Театральное братство

За время проведения арт-мастерской случалось всякое. То внезапно шел дождь — да какой! — И вот актеры уже вынуждены говорить на пределе голосовых связок, чтобы достучаться до зрителя. То, напротив, разъяснится, и актеры перебираются на открытую площадку. То усилится ветер до такой силы, что ширмы со стоящими позади людьми начинает сдувать со сцены. Всю эту переменчивость погоды участники выдержали с честью. А в моменты, когда что-то вдруг шло не по плану, участники поддерживали друг друга. В первый день — и в первый сильнейший ливень во время спектакля, когда актерам приходилось кричать в тех местах, где, вообще-то, был бы уместен трагический шепот, — в этот день в зале стояла звенящая тишина. Все понимали, насколько тяжело приходится исполнителям, и подбадривали их своим повышенным вниманием.

Много позже, во время режиссерского обсуждения спектаклей, прозвучала фраза, очень точно охарактеризовавшая поведение зрительного зала: «Просто наша публика самая лучшая. Серьезно. Сколько бы мы ни играли спектакль, другой такой публики просто нет». Должно быть, это и есть то, что порой именуется «театральным братством», — способность поставить себя на место действующего актера-любителя, проникнуться его ситуацией и поддержать вот так, на уровне сопереживания.

Отъезд в Иркутск был благословлен ярким солнцем и благодатной тишиной природы. Все участники арт-мастерской знали, что, расставаясь, надолго останутся связанными мыслями, понятными только им, общим движением и, конечно, общими фотографиями. Такая атмосфера позволила молодым людям стать если не друзьями, то настоящими товарищами.

Дарья Мартьянова, Амина Коцубенко, специально для «Байкальских вестей».

Фото Кирилла Фалеева.

На фото: Сценические мгновенья фестиваля



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ