Одной из самых представительных иностранных делегаций на VI Байкальском экономическом форуме станет делегация Китайской Народной Республики. Предполагается, что Иркутск посетят более 50 представителей государственной власти и бизнеса. Вопросы российско-китайского взаимодействия, по мнению организаторов БЭФа, являются важной компонентой международного сотрудничества РФ. О перспективах сотрудничества двух стран рассказывает один из ведущих российских экспертов в вопросах бизнес-взаимодействия между РФ и КНР Артем Семенов – руководитель Ассоциации национальных компаний по содействию развитию торгово-экономических отношений с Китайской Народной Республикой (Ассоциация НКТК), помощник председателя Комитета по международным делам Государственной Думы.
- Какие вопросы российско-китайского сотрудничества в экономической сфере на сегодняшний день являются наиболее актуальными и перспективными?
- Если говорить о том, что «на поверхности», то самые перспективные темы современного российско-китайского торгово-экономического сотрудничества лежат в сфере освоения и потребления энергетических и природных ресурсов: нефти, газа, железной руды, угля и др. Сюда можно отнести сотрудничество в области атомной энергетики, развитие приграничных транспортных и других инфраструктурных проектов. Очень актуально сотрудничество в поставках обрабатывающего и добывающего оборудования в нефтяной, горнодобывающей и обогатительной отраслях. И, конечно, остается традиционно актуальным сотрудничество в сфере торговли товарами народного потребления.
Что касается перспективных вопросов сотрудничества, то это создание производственных предприятий для доукомплектации российских промышленных предприятий (например, автопром, легкая промышленность, телекоммуникации) с участием китайского капитала в регионах России. Сейчас многие субъекты РФ активно сотрудничают с китайскими партнерами на предмет привлечения инвестиций именно в промышленно-производственные проекты, поддерживаемые руководством данных регионов.
- Какие проблемы в настоящее время возникают в сфере экономического взаимодействия Китая и России и как они регулируются?
- Проблемы есть, и достаточно серьезные. Россия с осторожностью пускает китайских инвесторов в освоение собственных природных ресурсов, поскольку сохраняет полный контроль в указанной сфере. Думаю, что это трезвая государственная политика в современных экономических условиях. Китаю же, в свою очередь, приходится сдерживать свои стремления инвестировать в освоение российских природных ресурсов, поскольку серьезных отечественных компаний, способных быть равнозначными партнерами в инвестиционном плане, не так много, а в регионах России их еще меньше. Часто возникают ситуации, при которых китайский инвестор не может получить контрольный пакет и считает, что ни он сам, ни российская сторона не смогут гарантировать эффективное управление его инвестициями. В условиях, когда большую часть инвестиций должен вложить китайский инвестор, не получив при этом эффективного контроля над предприятием, инвестирование рассматривается как очень рисковое. Такая ситуация наиболее часто встречается в сырьевой сфере.
Что касается некоторых производственных и торговых предприятий, то тут ситуация иная: китайский инвестор может создать полностью подконтрольное ему предприятие. В России не только для китайского, но и для любого другого иностранного инвестора созданы если не замечательные, то приемлемые условия ведения бизнеса. Я говорю именно о том, какие условия создало и создает государство. Естественно, любой иностранный инвестор будет ориентироваться, кто его партнер в данной стране, и если это понятный партнер с хорошей репутацией и с серьезным отношением к делу, то успех проекта будет зависеть в основном от верного экономического расчета, а не от иных факторов.
Хотел бы отметить проблему импорта и торговли товарами народного потребления производства КНР в России. За все годы реформ ни одна серьезная китайская компания не инвестировала средства в создание крупного оптово-розничного торгового центра или даже торговой сети на территории России. Возможно, причиной этому было существование Черкизовского рынка и других более мелких рынков контрабандного товара. Но сейчас ситуация меняется и есть шанс зайти на российский рынок с качественным, недорогим и легальным товаром. Наше государство только этому способствует. Члены Ассоциации НКТК (только российские юридические лица), своими торговыми и экономическими успехами доказывают это.
- Насколько сбалансированным является российско-китайский внешнеторговый оборот?
- Все знают, что Россия импортирует много китайских товаров народного потребления. Но в последнее время прослеживается еще одна важная тенденция: только в первом квартале этого года импорт оборудования, машинотехнической продукции из Китая вырос на 69%. Это говорит о том, что Китай заходит семимильными шагами на российский рынок промышленного оборудования (в основном, в обрабатывающей и добывающей промышленности), а наша гражданская промышленность все меньше и меньше способна предложить Китаю свою продукцию.
Экспорт только сырьевых продуктов, а не продуктов с высокой добавочной стоимостью - это болезненная тема для нашей страны. Экспорт сырьевых продуктов необходим, но если есть возможность переработки сырья в России и последующий экспорт за рубеж, то ее нельзя упускать.
Наша Ассоциация совместно с ЗАО Восточно-Сибирская газохимическая компания организует проект создания центра газохимического производства на территории республики Саха (Якутия), который будет перерабатывать природный газ в метанол, синтетические моторные масла и поставлять эти продукты на рынки стран АТР. Сейчас ведутся переговоры о государственной поддержке данного проекта. Зарубежные, в том числе китайские, инвесторы активно интересуются возможностью участия в проекте.
Две большие страны. Два больших соседа. Конечно, проблем не избежать, но есть уверенность в том, что эти проблемы решаются. Уже много лет существует механизм регулярных встреч глав правительств двух стран, создана государственная Комиссия по подготовке этих встреч, с российской стороны во главе с вице-премьером Правительства РФ Александром Жуковым. Созданы различные площадки для общения деловых кругов, инвестиционные форумы. Наша Ассоциация вносит свой вклад в решение существующих проблем в сфере торгово-экономических отношений двух стран, сотрудничая с государственными органами и деловыми кругами Китая и России, оказывая поддержку российским и китайским компаниям в их деятельности.
- В какие сферы российского бизнеса можно ожидать притока китайских инвестиций и технологий?
- Китайские инвестиции могут прийти во многие сферы российского бизнеса. Прежде всего, хочу отметить транспортно-логистическую сферу, особенно приграничную и морскую часть (развитие железнодорожных и автомобильных пограничных переходов, инвестиции в развитие морских торговых портов российского Дальнего Востока).
Интересна сфера телекоммуникационных услуг, развитие новых технологий мобильной широкополосной связи в России, например стандарта NG1 (SCDMA) - успешная китайская технология. При участии нашей Ассоциации начался предварительный раунд переговоров между российской и китайской компаниями о сотрудничестве в данной области. В сентябре 2010 года данный проект будет рассмотрен подкомиссией по связи и информационным технологиям Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.
Нужно отметить сферу освоения месторождений полезных ископаемых и углеводородов. Туристическая отрасль также привлекательна, в этой области необходим комплексный подход с твердой государственной поддержкой. В Китае в эту отрасль привлечены огромные инвестиции, она успешно развивается. В России пока дефицит хороших гостиниц с приемлемыми ценами, особенно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Что касается инвестиций в области технологий, то здесь необходимо действовать крайне осторожно, прежде всего, для российской стороны. Китаю нужны новые технологии, России необходимо продолжать развивать новые технологии и уметь их правильно коммерциализировать и защищать, что, как мы знаем, непросто. Если речь идет о новых технологиях, то я бы настоятельно рекомендовал все серьезные разработки и технологии продвигать совместно с сильными государственными структурами. Например, создана государственная корпорация Ростехнологии, которая способна защитить их на внешнем рынке.
Бизнес-идей много, думаю, что необходимо поднимать общую инвестиционную культуру - как российским, так и китайским компаниям. В этом вопросе роль государственных и общественных институтов, некоммерческих организаций, призванных оказывать поддержку развитию бизнеса, весьма велика.
Пресс-центр VI БЭФ
"Байкал24"