Духи одиннадцати родов отомстили вальщикам леса

Святые места Эхирит-Булагатского района все еще находятся в опасности

«Свято место пусто не бывает» — эту народную мудрость пришлось оценить жителям деревни Кукунуты Эхирит-Булагатского района. Столетия их предки посещали святые места, чтобы проводить обряды. За долгие годы в деревне сложились уникальные обычаи, которые неукоснительно соблюдаются и в наши дни. Религиозные чувства местных жителей оскорбили вальщики леса: весной на священные для каждого бурята территории зашло сразу несколько групп лесорубов. На деревенском сходе было принято решение не дать осквернить святыни, не допустить вырубку деревьев. Что смогла сделать горстка обычных селян против хорошо организованных групп заготовщиков древесины и каково положение дел на сегодняшний день, узнавала корреспондент «Окружной правды».

Право посещать святыни

— В деревне Кукунуты живет одиннадцать родов. У каждого из них есть старейшина, который обладает правом совершать обряды, — рассказывает Алексей Бахрунов, житель деревни.

Мужчина приехал на свою малую родину в Кукунуты недавно — заболел отец, семье требовалась помощь. Приехал, да так и остался — отец, умирая, завещал хранить родовой дом, не запускать подворье. Волю родителей здесь чтят строго. Новостроек в Кукунутах не увидишь. Люди живут в крепких домах, построенных из кругляка столетие назад.

Крепче домов в этих местах только обычаи, следование традициям. Несколько раз в год все мужское население деревни собирается на родовые и семейные обряды. Люди просят у духов местности хорошей погоды, урожая, здоровья своим семьям.

— Есть старинная легенда о духах этой местности, повествующая о том, как формировалась бурятская нация. Она заканчивается тем, что на то место, куда мы сейчас ходим совершать обряды, упали части тела нашего прародителя. Эти места называются хара зурхэн и боро зурхэн — «черное и серое сердца». Они имеют сакральное значение для всего бурятского народа, — говорит Алексей Бурунов.

Даже старейшины имеют право посещать святые места только в определенное время. Это право передается в качестве наследования старшему мужчине рода. Каково же было удивление местных, когда они увидели, во что начали превращаться их святыни.

— Мы решили бороться, не сидеть сложа руки, поднять общественность и добиться права прекращения рубки леса на конкретных участках. В апреле мы собрали сход, на который пригласили руководителей бригад лесников и арендаторов земли, — рассказал Алексей Бурунов.

На помощь придет закон

— Сход проходил очень эмоционально, — рассказывает Петр Пятых, глава МО «Харазаргай». — Людям не терпелось высказать свое возмущение. Они не могли понять, как такое стало возможным. А механизм очень прост: право пользования лесным участком определяется на федеральном уровне. Такой закон действует уже несколько лет, и ничего сделать мы не можем. Вот и получается, что субарендатор сам распоряжается, кому рубить тайгу.

Всего в районе Кулункуна работало несколько бригад: из Аларского района и Китайской Народной Республики. Первая после череды странных событий решила покинуть эти места.

— По словам вальщиков аларской бригады, в районе Кулункуна им не работалось — ночью становилось страшно, техника выходила из строя так часто, что большую часть светового дня приходилось ее ремонтировать. После беседы с местными жителями и дядей Махой, известным шаманом, ребята свернули работы и уехали восвояси. Они долго извинялись перед местными, — говорит Петр Николаевич.

Испугаться было чего: в лесу происходили страшные вещи. Так, ни с того ни с сего два года назад повесился, оставшись один на просеке, молодой парень. Причем все указывало на то, что делать он этого не собирался: на участке было прибрано, приготовлен ужин и собран инструмент для работы на следующий день. Но если с аларцами вопрос удалось уладить быстро, то с гостями из Поднебесной ничего до конца не решено.

— Бригадир сказал, что они не будут рубить лес на святых местах. Так это или нет, сейчас проверить трудно. В конце мая — начале июня дороги были традиционно закрыты для дорожников с тяжелой техникой, лес никто не рубил. Вскоре станет ясно, стоить ли верить китайским гражданам на слово, — говорит Петр Пятых. — Субарендатор, которого жители и местная власть увидели на сходе впервые, также пообещал, что вырубки на святых местах прекратятся, и сослался на то, что не знал об их существовании. Также он заверил всех собравшихся в том, что сам является шаманистом и не позволит осуществлять вырубку.

Корреспонденту «Окружной правды» удалось связаться с переводчиком китайской бригады. Мужчина пообещал, что этим вопросом может заняться только начальник, который появится в области после 20 июня.

— Несомненно, наши святые места все еще находятся в опасности, защитить их сможет только закон. Сейчас мы добиваемся, чтобы святые места Кулункуна признали территорией проведения культа. Только в этом случае жители смогут быть уверенными в том, что места не осквернят. Жаль, что процесс этот долгий. Мы уже направили заявления в комитет по имуществу Иркутской области, на имя главы округа, в администрацию Эхирит-Булагатского района. Сказали, что ждать осталось год. Но кто знает, что произойдет за это время... — вздыхает глава муниципального образования.

Татьяна Швыдченко.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ