Без аварий доехать до Ольхона

Эта статья является предупреждением и напоминанием для всех участников дорожного движения. Дорога не прощает ошибок и беспечности, не любит слишком самоуверенных.

Две-три машины на сто метров пути

С началом летнего сезона начинается массовое движение автотранспорта на Байкал. Одним из излюбленных мест отдыха являются остров Ольхон и его прибрежная полоса. Основная часть отдыхающих — жители Иркутской области, но немало и приезжих из других регионов, иностранных гостей. Маршрут движения из Иркутска на остров пролегает по автомобильным дорогам Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово с нулевого км по 132-й км и Баяндай — Еланцы и проходит через четыре района: Иркутский, Эхирит-Булагатский, Баяндаевский и Ольхонский.

Транспортный поток в летний сезон составляет свыше трех тысяч автомобилей в сутки. Если посмотреть по количеству автомашин на каждые сто метров протяженности автодороги, то получается около двух-трех автомашин на каждые сто метров пути. Т. е. плотность потока такая, что расстояние между попутными автомашинами составляет примерно 30—50 метров. Причем поток непрерывный и круглосуточный и не зависит от дня недели и времени суток. Кто часто ездит отдыхать на остров, тот прекрасно знает об этом. По составу поток состоит примерно из 70—80% легковых и грузовых автомашин массой до 3,5 т. Оставшиеся 20— 30% — грузовые свыше 3,5 т и автобусы.

Для тех, кто едет на Ольхон впервые, а также для напоминания бывалым рассмотрим характеристики и особенности автодорог, пролегающих по территории Баяндаевского района. Это Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово от 104-го до 132-го км и Баяндай — Еланцы от нулевого до 22-го км.

Автодорога Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово, или, как она называлась ранее, Иркутск — Качуг

По техническим характеристикам относится к III технической категории. Ширина земляного полотна 12 метров. Ширина проезжей части 7 метров, ширина обочин по 2,5 метра. Проезжая часть имеет 2 полосы движения, разделенные горизонтальной разметкой. Покрытие асфальтобетонное, относительно ровное, без выбоин, но на некоторых участках имеются просадки (участок 105—106-й км, 107— 108-й км, 112—115-й км, 126 км).

Для тех, кто едет дальше в сторону Качуга, сообщаем: дорога от 136-го до 186-го км — это уже сплошные просадки, рекомендуемая скорость движения — до 60 км/час. Проектная интенсивность движения — 1000—3000 автомобилей в сутки. Пролегает в равнинной местности без леса с запада на восток. Направление ветра — с севера на юг. Средняя скорость ветра 2,5 м/сек, но наибольшая скорость ветра достигает 15—20 м/сек, причем на территории Баяндаевского района ветер практически ежедневный, сильный и пересекает автодорогу под углом 900. Наиболее аварийные участки — 104—106-й км, 110—121-й км, 125—126-й км, 130—132-й км.

Автодорога Баяндай — Еланцы

Относится к IV технической категории. По интенсивности движения — до 1000 автомобилей в сутки. Ширина проезжей части 7 метров, разделена на 2 полосы движения горизонтальной разметкой, ширина обочин по 1,5 метра. Расчетная скорость движения до 80 км/час. Пролегает в гористой и лесной местности с севера на юг. Очень много протяженных и крутых подъемов, спусков, поворотов с малыми радиусами. Есть участки с видимостью менее 100 метров. Совершать обгон на этой автодороге довольно сложно. Аварийные участки 1 км, 10 км, 21 км.

Автодорога Иркутск — Усть-Ордынский — Жигалово

Проходит по равнинной местности. Дорога относительно ровная, без выбоин, видимость достаточная. Водители довольны. Даже приезжие из других регионов, двигаясь со скоростью 130—140 км/час, говорят, что грех не ездить по такой дороге с такой скоростью. А ведь больше всего на совершение ДТП влияет скорость. Не зря есть анекдот на эту тему, в котором инспектор ДПС говорит нарушителю: «Вы не слишком быстро ехали, вы слишком низко летели».

Выражение «низко летели» можно воспринимать в буквальном смысле, так как при высокой скорости коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой резко снижается из-за нагрева шин, воздушной подушки между покрытием автодороги, днищем автомашины и колесами, а в дождливую погоду даже при скорости в 60 км/час создается эффект аквапланирования — это когда между колесами и покрытием дороги образуется водяная прослойка. При этом автомашина становится неуправляемой. Кроме того, при высокой скорости движения у водителя возникает эффект туннельного зрения, т. е. водитель не обращает внимания на ситуацию сбоку, а смотрит прямо вперед, а ситуации, как правило, бывают разные.

Может лошадь выскочить или корова, человек по краю проезжей части идет, да еще и спиной к автомашине, на обочине автомашина стоит с открытой дверью, рядом люди ходят. Что у них на уме, не поймешь, видят они тебя или нет, тоже не знаешь. Когда узнаешь или поймешь, будет уже поздно. Со скоростью 100 км/час автомашина за 1 секунду проезжает почти 30 метров. За три секунды — 100 метров. Путь за время срабатывания реакции водителя в 0,5 секунды — 15 метров, 1 секунда — 30 метров. Длина следа торможения при скорости 100 км/час — 60 метров на сухом асфальтобетонном покрытии, на мокром — 100 метров, не считая пути за время срабатывания тормозной системы. Удар, который происходит на скорости 100 км/час о неподвижную преграду, равносилен падению с высоты десятиэтажного дома. А что происходит при лобовом столкновении 2 автомашин, движущихся со скоростью 100 км/час, догадаться нетрудно, ведь суммарная скорость столкновения составляет 200 км/час. Вывод: тише едешь, дальше будешь.

Автодорога Баяндай — Еланцы

Для этой автодороги характерны столкновения и опрокидывания автомашин. Причина та же самая, что и изложенная выше, с одной только разницей — дорога по техническим параметрам намного сложнее, чем Иркутск — Качуг.

Наезд на корову или лошадь

Из-за чего происходит большинство столкновений?

1. Нарушение правил обгона.

2. Выезд на полосу встречного движения.

3. Непредоставление преимущества в движении.

4. Отсутствие или плохая различимость горизонтальной разметки.

5. Технические неисправности машины.

По статистике, более половины всех ДТП, зарегистрированных на территории Баяндаевского района, занимает опрокидывание автомашин. Рассмотрим причины, из-за которых это происходит. Первая и основная — скорость. Эта причина присутствует практически во всех ДТП с опрокидыванием. Вторая причина — неопытность водителя, который на скорости не может справиться с управлением. Третья причина — состояние дороги. Немаловажным фактором является и боковой ветер. Опытные водители знают, что при сильном боковом ветре автомашину водит из стороны в сторону. При попадании в безветренную зону автомашину резко бросает в сторону. Отсюда выезд на полосу встречного движения или на обочину, затем столкновение или опрокидывание.

Остановимся подробнее на наезде на животных. Это особый случай. Водители, не знающие повадки домашнего животного, часто сбивают их. Приведем один из примеров: слушая объяснение у водителя, сбившего корову, инспектор ДПС спросил: «Теперь-то знаете, с какой стороны корову объезжать?», на что он ответил: «Теперь-то точно знаю». А получилась такая ситуация: водитель, видя корову на проезжей части, решил объехать ее спереди, а корова при этом чего-то испугалась и резко рванула вперед (назад двигаться корова не умеет).

Результат — разбитая машина, крупный ремонт, большие денежные затраты, лишняя головная боль и труп коровы. Страховая компания возмещать ущерб по ОСАГО не будет, так как нет второго транспортного средства. Поэтому возмещать свои потери придется самому. Но это еще не все. Самое опасное животное на дороге — лошадь. Характер у этого животного непредсказуемый. В одно мгновение может выскочить перед автомашиной, не успеешь и глазом моргнуть.

Даже если кони пасутся вдоль дороги на расстоянии 20—30 метров, лучше ехать как можно медленнее. Преодолеть это расстояние для коня — пустяк. И когда проезжаете мимо лошади, лучше не сигнальте и не старайтесь напугать ее. Испуганный конь просто пробежит по крыше вашей автомашины. Стоит он к вам задом или передом, разницы нет. Одинаково мгновенно движется что назад, что вперед. Ночью животные очень часто стоят прямо на проезжей части, так как асфальт за день нагрелся и комаров на дороге меньше, чем в поле.

Приведем пример: водитель видит чистую дорогу. Но неожиданно появляется целый табун коней. Пока шофер сообразит, что к чему, он проезжает 15—20 метров, нажимает на педаль тормоза, еще 50—60 метров, но уже через весь табун. Хорошо, если сам останется целый и пассажиров убережет. Бывает хуже. Поэтому помните: если дорога проходит через равнинную местность без леса, то поля, расположенные вдоль дороги, являются потенциальными пастбищами.

Рассуждая о причинах совершения ДТП, можно привести очень много примеров. Но самая главная причина всех дорожно-транспортных происшествий — это банальная беспечность или излишняя самоуверенность водителей и пешеходов. Нарушение элементарных правил безопасности создает реальную угрозу здоровью водителя, его пассажиров, пешеходов.

Больше всего совершают ДТП водители в возрасте от 20 до 30 лет, затем от 30 до 40, от 40 до 50 и свыше 50 лет соответственно. Недаром водители делятся по возрастным категориям, и по этому поводу имеется поговорка: водители в возрасте 20—30 лет — доехать покруче, 30—40 лет — доехать быстрее, 40—50 лет — доехать, свыше 50 лет — лишь бы доехать.

Госинспектор ОГИБДД ОВД по Баяндаевскому району капитан милиции Шарыпов А.Н.

На фото: Самое опасное животное на дороге — лошадь. Характер у этого животного непредсказуемый...



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ